Инвестиции

К нефтяникам – за налогами

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству вывести из «зоны налоговой неприкосновенности» оставшиеся проекты с участием иностранных инвесторов. Таким образом, могут быть переписаны крупнейшие нефтяные контракты по месторождениям Тенгиз, Кашаган
и Карачаганак.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству вывести из «зоны налоговой неприкосновенности» оставшиеся проекты с участием иностранных инвесторов. Таким образом, могут быть переписаны крупнейшие нефтяные контракты по месторождениям Тенгиз, Кашаган
и Карачаганак.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству вывести из «зоны налоговой неприкосновенности» оставшиеся проекты с участием иностранных инвесторов. Таким образом, могут быть переписаны крупнейшие нефтяные контракты по месторождениям Тенгиз, Кашаган
и Карачаганак.

О том, что Казахстан может совсем отказаться от принципа неприкосновенности налогового режима для инвесторов, работающих в сырьевых отраслях и уравнять их с остальными компаниями, Нурсултан Назарбаев сказал на прошлой неделе.

«Когда сейчас налоговики приходят, им приходится приносить огромный мешок бумаг десятилетней давности, искать там, как их (инвесторов) налогооблагать. Нам надо проработать вопрос о том, чтобы все работали по тем же изменениям в налоговом законодательстве, которые произойдут», – сказал он на совещании в правительстве.

Стоит отметить, что несколькими днями позднее, отвечая на вопросы депутатов, касающихся выполнения такого поручения главы государства, министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев, пояснял, что для решения этого вопроса потребуются дополнительные обсуждения.

Глава ведомства обратил внимание на то, что стабильность налогового режима сохранена для СРП по освоению крупнейших месторождений, в частности, Кашагана, Карачаганака, Тенгиза. «Если и отказываться от налоговой стабильности по этим 3-4 контрактам, то реальный путь – это только разрыв контракта, потому как это кардинальный пересмотр условий», – сказал министр.

Напомним, с 1 января 2009 года по большинству контрактов на недропользование неприкосновенность налогового режима уже была отменена. Тогда эти нормы вызывали бурные дискуссии среди инвесторов. В качестве исключения в новом Налоговом кодексе были указаны недропользователи, работающие по соглашениям о разделе продукции (СРП). Это контракт с «Тенгизшевроил» и 15 действующих СРП, в числе которых остались соглашения по месторождениям Кашаган и Карачаганак.

На тот момент в Казахстане действовало более 600 контрактов на недропользование, на условиях «стабильности» работало около 80 %.

По расчетам Министерства экономики и бюджетного планирования в связи с введением в 2009 году нового Налогового кодекса, при цене $60 за баррель нефти коэффициент налоговой нагрузки на предприятие нефтегазового сектора увеличивается с 49 % до 59 %.

По словам партнера, директора офиса юридической фирмы GRATA в Алматы Алмата Даумова, реальные расчеты показывали другие данные. Так, по некоторым предприятиям налоговая нагрузка увеличивалась до 70-74 %.

По его мнению, таким же образом могут быть внесены изменения в Налоговый кодекс с целью отмены стабильности и по остальным предприятиям. При этом нельзя не учитывать, что речь идет о крупнейших проектах в нефтегазовом секторе, по которым подписаны СРП. «В данных контрактах закреплена арбитражная оговорка и возможность разрешения спора в международном арбитраже», – напоминает он.

Более того, по его словам, СРП предусматривают принципиально иную модель налогообложения деятельности недропользователя, чем в текущем налоговом законодательстве. Технически будет очень сложно поменять налоговый режим предприятия, которое последние 12-17 лет исчисляло налоговые обязательства по другой схеме.

«Если это и произойдет, – говорит он, – то не ранее 1 января 2011 года. Согласно положениям Налогового кодекса, изменения могут быть разработаны и приняты в текущем году и введены в действие в следующем». Также он добавляет, что отмена или отзыв ранее предоставленных гарантий стабильности налогового режима – это не распространенная практика в мире. В основном, такие изменения проводятся через переговоры и обоюдное согласие сторон контракта (инвестора и государства) на внесение соответствующих поправок.

«Решение по возможной отмене налоговой неприкосновенности очень сложное, но власти РК идут к этому постепенно и давно, что видно по ужесточению налогового и таможенного режима за последние годы», – отметил в разговоре с «Къ» начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ» Дмитрий Александров. Причем, по его мнению, такая политика в целом выглядит логичной, учитывая экономические изменения последних лет и оставленные весьма мягкие условия налогового режима по проектам, некоторые из которых начаты еще в середине 90 годов. «Если опираться на международную практику в настоящий момент, даже сравнительно небольшой пересмотр уже действующих соглашений только по нефтегазовым проектам в сторону ужесточения может принести в бюджет страны не менее $2 млрд», – говорит он. И эта цифра очень консервативна, т.е. может оказаться в итоге существенно выше, в зависимости от тех изменений, которые будут внесены в правила недропользования и экспорта ресурсов.

«Сами инвесторы отнесутся к этой ситуации довольно сдержанно, поскольку сигналы такого ужесточения давно уже поступали», – считает аналитик.

Не тем налогом обложилиВ мае 2008 года правительство ввело пошлины, чтобы получать от добычи нефти больше отчислений в бюджет, распространив их и на Karachaganak Petroleum Operating BV (оператор разработки Карачаганака).
Однако консорциум не согласился с таким решением и заявил, что сотрудничество с властями ведется на основании СРП. Пошлины отменили в январе 2009 года, но консорциум уже успел заплатить за это время $1 млрд.
Именно эту сумму потребовала вернуть BG Group, подав в конце сентября прошлого года иск в Международный арбитражный суд к правительству Казахстана от всех участников KPO.
Казахстан на это заявил, что не намерен судиться, и предложил уладить спор во внесудебном порядке. Иск приостановлен на период переговоров.