В феврале текущего года было закрыто одно из нашумевших дел, в которое были вовлечены казахстанские военные чиновники.
Большой резонанс в СМИ произвело дело Бориса Шейнкмана, в котором помимо израильского бизнесмена, фигурировали также бывший министр обороны Казахстана, генерал Кажимурат Маерманов, а также полковник Едиль Жартынов. Борис Шейнкман, представлявший в Казахстане интересы ряда израильских оборонных фирм, был арестован в конце марта 2009 года в Алмате спецслужбами Казахстана. Задержание было произведено в рамках начатого в августе 2008 года расследования по поводу дачи взятки во время сделки между израильским предприятием Soltam Systems и Министерством обороны Казахстана.
30 марта 2009 года пресс-секретарь Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ) Кенжебулат Бекназаров подтвердил информацию об аресте Шейнкмана, сообщив, что тот задержан «по подозрению в совершении ряда преступлений». Через две недели, 13 апреля, также стало известно об аресте бывшего министра обороны, генерала Кажимурата Маерманова и полковника Едиля Жартынова.
24 февраля 2010 года военный суд вынес приговоры Маерманову, Шейнкману и Жартынову. Военный суд Акмолинского гарнизона приговорил гражданина Израиля Бориса Шейнкмана, представлявшего в Казахстане интересы израильских оборонных компаний, к 11 годам лишения свободы с конфискацией имущества, признав его виновным в мошенничестве и даче взятки.
Такой же приговор был вынесен в отношении бывшего заместителя министра обороны Казахстана генерал-лейтенанта Кажимурата Маерманова, обвиненного в злоупотреблении властью, получении взятки и превышении служебных полномочий.
Третий фигурант того же дела полковник Едиль Жартынов, бывший временно исполняющий обязанности командующего ракетными войсками и артиллерией вооруженных сил республики Казахстан, был признан виновным в злоупотреблении властью и превышении служебных полномочий и приговорен к 7 годам лишения свободы.
Дело Шейнкмана вызвало большой резонанс в СМИ как казахстанских, так и израильских. Однако до сих пор не удалось получить более подробную информацию касательно хода следствия и приговора данного дела.
В значительной степени подобное «невнимание» СМИ к данной теме объясняется нехваткой информации. У родственников Шейнкмана нет доступа к материалам расследования, которое проводил КНБ, как нет полного текста обвинительного заключения и документов судебных заседаний.
По словам Ли Шейнкман, дочери Бориса Шейнкмана, семья рассчитывала 24 февраля увидеть Бориса Шейнкмана на свободе, так как он сотрудничал со следствием, и в сентябре 2009 года заключил досудебную сделку, в соответствии с которой его должны были освободить из-под стражи в зале суда. Адвокат, защищавшая интересы Б. Шейнкмана во время следствия, полагала, что он будет освобожден от уголовной ответственности «в связи с деятельным раскаянием». Суровый приговор явился полной неожиданностью для родственников израильского бизнесмена.