Новости

Противоречивый кризис

«Кризиса в банковской системе не было. Проблемы в Казахстане типичны» – так считает директор рейтингового агентства Global Rating Ричард Хейнсворт. Он отметил на прошедшем Казахстанском финансовом форуме, что количество депозитов частных вкладчиков в стране растет, и, следовательно, люди доверяют банкам. Однако не все участники форума были согласны с оценкой эксперта.

«Кризиса в банковской системе не было. Проблемы в Казахстане типичны» – так считает директор рейтингового агентства Global Rating Ричард Хейнсворт. Он отметил на прошедшем Казахстанском финансовом форуме, что количество депозитов частных вкладчиков в стране растет, и, следовательно, люди доверяют банкам. Однако не все участники форума были согласны с оценкой эксперта.

По словам Хейнсворта, «вид Казахстана извне сильно отличается от вида изнутри, то есть от того, как иностранцы смотрят на Казахстан». «Я встречался с членами кредитного комитета и «Альянс банка», и «БТА банка». Да, они подпишут реструктуризацию, потому что у них нет другого выбора. И вот это отрицательное ощущение останется, но не навсегда. Все понимают, что здесь металлы, нефть, и инвесторы начнут возвращаться. Только ставки для Казахстана будут намного выше, чем для других стран в течение еще 10-15 лет, пока страна не докажет действенность своих реформ», – пояснил Ричард Хейнсворт.

Как известно, в сентябре 2007 года агентства Fitch, Moody`s снизили рейтинги Казахстана, и это спровоцировало большие трудности, в частности, в банковской сфере. «Отсутствие рейтинга у компании свидетельствует о том, что компания не профессионал», – отмечает г-н Хейнсворт. Однако остается вопрос об объективности оценок агентств. По словам присутствующих, в 2007 году рейтинговые агентства понизили рейтинг как Казахстана, так и самих банков, и международные инвесторы срочно потребовали свои деньги. Тогда как, например, у таких банков как Citibank и Leman Brothers проблемы были позначительнее. И именно с банкротством последнего многие связывают начало глобального финансового кризиса. Получается, что рейтинговые агентства становятся больше инструментом воздействия в виду своей репутации. Примеры можно продолжить, вспомнив присвоение высоких рейтингов Исландии – стране, которая живет в основном на рыбе, где население остается на уровне 200 тыс. человек, и которая обращается за помощью к России. Становится очевидным, что взгляд рейтинговых агентств остается предвзятым для стран постсоветского пространства.

«В мире есть два пути выхода из кризиса. Первый– это путь США и Европы – списать все плохие долги, перекинуть в один банк все проблемные активы, перекапитализировать остальные банки и начать новую работу. Второй – путь Японии, которая не захотела списывать долги, ограничила государственное вмешательство в финансовый сектор и больше опиралась на рыночные механизмы. Сейчас Казахстан стоит перед выбором, какой путь выбрать», – добавил Ричард Хейнсворт.

Однако, как отметил независимый директор АО «Темирбанк» Азамат Джолдасбеков, основные проблемы финансового сектора не в самом секторе и даже не в финансовых институтах. «Главная проблема – в активах. Все дефолты – это следствие недостаточности внимания государства к заемщикам, к компаниям реального сектора. У финансистов дела обстоят еще более-менее, в реальном же секторе – дела совсем плохи», – пояснил он.

Директор департамента аналитики АО «Тенгри Финанс» Бауыржан Тулепов представил участникам доклад о дисбалансах экономической системы Казахстана. По его мнению, первым из таковых является административное уменьшение процентных ставок на банковские кредиты. Это привело к ненормальному уменьшению процентных доходов коммерческих банков, что стимулировало искать альтернативные выходы для их повышения. «В реальной жизни мы видим, что крупные банки стали отдавать значительно большее предпочтение недорогим зарубежным займам по сравнению с более затратными внутренними источниками капитала (такими, как депозиты или внутренние облигации) выходить на зарубежные кредитные рынки в поисках повышения доходов», – пояснил г-н Тулепов. По его мнению, понижение процентных ставок на банковские кредиты уничтожило мотивацию для предприятий изыскивать альтернативное финансирование на фондовом рынке. Международные заимствования корпоративным сектором и приток от экспорта горнодобывающей продукции значительно увеличили денежную массу в стране. Это вырисовывает еще один дисбаланс – избыточность денежной массы. Казахстан укреплял национальную валюту в попытках борьбы с высокой инфляцией, которая и была результатом избыточной денежной массы. За 10 лет ВВП Казахстана увеличился почти в 6 раз, количество денег в обращении (М0) в 8 раз, тогда как общая денежная масса (М3) – более чем в 18 раз. Именно столь большой разрыв в денежных агрегатах и объясняет, почему инфляция имела выраженную растущую тенденцию.

Еще одним дисбалансом аналитик отмечает ревальвационную валютную политику страны, которая оказала отрицательное влияние и на состояние внутренних производителей. На примере листинговых компаний можно заключить, что небольшие и средние компании Казахстана имеют в целом высокий уровень долгов, низкую рентабельность операций, слабую оборачиваемость продукции. «Череда понижения процентных ставок на кредиты, запрет на повышение процентных ставок на депозиты, укрепление курса национальной валюты, высокая инфляция, снижение уровня накоплений граждан и ухудшение финансово-экономического положения казахстанских предприятий – все это негативно повлияло на финансовую устойчивость банковского сектора и его экономическое развитие», – резюмировал аналитик. Соответственно, по мнению Тулепова, слабость банковской системы является следствием слабости экономической системы Казахстана в целом.