Автопереводы ударили по пенсионным вкладчикам

Опубликовано
Программа автопереводов пенсионных отчислений привела к тому, что в Казахстане накопления вкладчиков без их уведомления могут оказаться в том или ином пенсионном фонде. И в течение нескольких лет вкладчик может даже не подозревать о том, что его отчисления находятся ни в том фонде, с которым он заключал договор.

Программа автопереводов пенсионных отчислений привела к тому, что в Казахстане накопления вкладчиков без их уведомления могут оказаться в том или ином пенсионном фонде. И в течение нескольких лет вкладчик может даже не подозревать о том, что его отчисления находятся ни в том фонде, с которым он заключал договор.

Как рассказала «Къ» вкладчица одного из пенсионных фондов, до недавнего времени она думала, что отчисляет свои средства в АО «НПФ Народного банка Казахстана», с которым в 2005 году заключила пенсионный договор. Однако несколько недель назад она случайно узнала, что уже два года не является вкладчиком этого пенсионного фонда. «Данный факт был для меня шокирующим. Потому что я лично заключала договор с АО «НПФ Народного банка Казахстан» и никому не давала согласия о разрыве отношений с этим пенсионным фондом. Мне объяснили, что договор может быть разорван, если вкладчик заключит новое соглашение с другим пенсионным фондом. Я была напугана, потому что не знала, где находятся мои деньги, и кто от моего имени заключил подобный договор с каким-то пенсионным фондом», – поделилась вкладчица.

Через ГЦВП ей удалось узнать, что пенсионные отчисления находятся в АО «НПФ БТА Казахстан. На ее вопрос о том, каким образом деньги были переведены из одного фонда в другой, в БТА ответили, что с нею был заключен договор. «После того, как я это опровергла, они были вынуждены предоставить копию документа, подтверждающего это. В итоге выяснилось, что подпись в договоре стоит не моя. Я не могу понять, как это возможно, если при заключении договора предоставляются документы вкладчика, где есть подпись», – спрашивает вкладчица.

По словам начальника управления маркетинга АО «НПФ Народного Банка Казахстана» Армана Джакамбаева, в этой ситуации вкладчик может обратиться в правоохранительные органы по факту подделки договора. Однако таких прецедентов пока не было. «По мнению наших юристов, вероятность доказательства факта фальсификации договора высока. Причем главную роль в выстраивании процесса могла бы сыграть почерковедческая экспертиза. Но вкладчики ограничиваются сообщениями в средства массовой информации, в фонд, который они считали своим, или регулятору – в Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций», – говорит г-н Джакамбаев.

По его словам, такие случаи не единичны, и фондам приходится сталкиваться с подобными проблемами регулярно. Агенты, действующие от лица пенсионных фондов, находят всевозможные пути для привлечения вкладчиков.

«Пользуясь пассивностью казахстанцев, менеджеры предприятий-работодателей и пенсионных фондов имитируют договоры с НПФ. Сам работник, с которым якобы заключил договор фонд, может и не знать долгие годы о том, что он – вкладчик уже другого фонда», – говорит г-н Джакамбаев.

В соответствии с законодательством, договор с пенсионным фондом казахстанцы заключают самостоятельно. Работодатель не имеет права оказывать давление на выбор работника, тем более – без его согласия переводить его пенсионные накопления в другой фонд.

В АО «НПФ БТА Казахстан» от комментариев воздержались.

А по словам представителя НПФ «Улар-Умит», ранее, для перевода накоплений из одного НПФ в другой требовалось либо личное посещение вкладчиком фонда-отправителя (НПФ из которого переводятся накопления), либо оформление нотариально заверенной доверенности на осуществление перевода на поверенное лицо, которое осуществляло все необходимые действия по переводу накоплений. На каждом из этапов процесса перевода накоплений осуществлялся определенный контроль. Процесс перевода занимал порядка 30 календарных дней с даты регистрации заявления на перевод в фонде-отправителе и до даты отображения суммы перевода на индивидуальном счете вкладчика/получателя в новом выбранном фонде.

С 1 апреля 2009 года, когда была внедрена первая стадия автопереводов, процесс перевода накоплений был значительно упрощен. С этой даты вкладчику для перевода накоплений достаточно подписать договор о пенсионном обеспечении в выбранном им фонде, и его пенсионные накопления автоматически переводились в этот фонд. Процесс перевода занимает менее 25 календарных дней с даты регистрации договора в фонде-получателе.

А с 1 июля прошлого года, с начала второго этапа автопереводов, система автоматически перевела все разрозненные счета одного вкладчика в фонд, с которым был заключен договор с более поздней датой подписания. «В связи с этим некоторые вкладчики были удивлены, что их накопления переведены в тот или иной фонд, поскольку просто не помнили, с каким фондом был заключен последний договор, – объясняет представитель фонда «Улар-Умит». – В результате этих изменений объем переводов пенсионных накоплений между НПФ увеличился практически в 2 раза. Естественно, что при упразднении некоторых этапов переводов проверки, которые производились на каждой стадии, также были отменены, что сыграло на руку некоторым нечистым агентам, которые порой умудряются перевести средства вкладчиков без их согласия».

Тем не менее пенсионное соглашение с НПФ может заключать другой человек только в том случае, если вкладчиком выдана нотариально заверенная доверенность на заключение договора об обязательных пенсионных взносах, и это лицо является представителем компании, в которой работает вкладчик.

Для профилактики подобных ситуаций представители НПФ советуют достаточно регулярно проверять состояние пенсионного счета и держать связь со своим пенсионным фондом.

Читайте также