Очень странное дело

Опубликовано
Ровно столько, сколько просил прокурор, – 14 лет колонии строгого режима – присудил Сарыаркинский районный суд №2 Астаны экс-главе «Казатомпрома» Мухтару Джакишеву. До сих пор в РК столько давали только фигурантам заочных судов.

Ровно столько, сколько просил прокурор, – 14 лет колонии строгого режима – присудил Сарыаркинский районный суд №2 Астаны экс-главе «Казатомпрома» Мухтару Джакишеву. До сих пор в РК столько давали только фигурантам заочных судов.

Как сообщил «Къ» адвокат осужденного Нурлан Бисекеев, приговор обязательно будет обжалован в вышестоящей инстанции. Когда это произойдет, сказать трудно – на апелляцию дается 15 дней со дня вручения решения суда, однако вчера ни Джакишев, ни Бисекеев документа еще не получили.

Оглашение состоялось в прошлую пятницу, 12 марта, хотя ранее суд объявил, что это будет сделано 15 марта. Тем не менее родные, журналисты, представители общественных организаций и политических партий все же приехали и попытались попасть в зал заседаний, но судебные приставы и ОМОН никого не впустили. Депутат мажилиса второго созыва, а ныне руководитель астанинского филиала ОСДП «Азат» Серикбай Алибаев уверен, что оглашение приговора в закрытом режиме обусловлено политической мотивированностью этого дела. «Вообще-то, по закону на этом этапе судебного процесса людей должны были запустить – приговор не может быть секретным. А то, что такой огромный срок, да еще и в колонии строгого режима, связано, думаю, с тем, что Джакишев является носителем чрезвычайно взрывоопасной информации, затрагивающей интересы нескольких влиятельных стран и многих влиятельных лиц, – сказал он «Къ». Глава «Казатомпрома» не мог самостоятельно принимать те решения, в которых его обвиняют, все вопросы недропользования решаются правительством».

Напомним, что Мухтар Джакишев обвиняется в целой серии преступлений. После его ареста КНБ РК провел пресс-конференцию, на которой утверждалось, что в период с 2004 по 2006 годы Мухтар Джакишев и Мухтар Аблязов создали за рубежом оффшорные фирмы, куда выводились средства от реализации урановой продукции. Для этого был создан ряд СП с участием иностранных компаний. «Подтверждены сведения о незаконном выводе более 60% государственных урановых месторождений в собственность Джакишева и контролируемых им фирм на сумму в десятки миллиардов долларов США», – заявлял комитет через своего пресс-секретаря Кенжебулата Бекназаров. Джакишеву вменяется также присвоение вверенного чужого имущества в крупном размере, совершенного организованной группой (открытие представительства «Казатомпрома» в Вене, что, по данным следствия, с июля 2003 года по сентябрь 2007 года обошлось нацкомпании в 99,76 млн тенге) и получение взяток. Примечательно, что возбуждавший это дело шеф КНБ Амангельды Шабдарбаев сам в конце прошлого года отправлен в отставку.

По словам адвоката, суд признал Джакишева виновным по всем эпизодам дела. Отвечать на вопрос «Къ» о том, вызывались ли в качестве свидетелей члены правительства, курировавшие «Казатомпром», Нурлан Бисекеев не стал, сославшись на связанность с юридическими процедурами. Сам осужденный свою вину не признавал и не признает.

Аналитик Марат Шибутов называет это дело «очень странным». «Где же открывать представительство «Казатомпрома», как не в Вене, если именно там сидит МАГАТЭ? У КМГ есть представительство в Токио, хотя Казахстан вообще не продает Японии нефть», – поделился он своим недоумением с «Къ». Впрочем, Марат Шибутов остерегается делать какие-то определенные выводы, поскольку все материалы дела закрыты от общественности, в связи с чем доказательная база неясна. Удивлен эксперт и жесткостью приговора: «За коррупцию у нас, насколько я помню, дают даже условные сроки. Тем более что в этом случае речь идет о человеке, который вывел «Казатомпром» в мировые лидеры».

Приговор вызвал резонанс в мировых СМИ.

Deutsche Welle пересказывает слова своего источника, близкого к правительственным кругам, что дело бывшего главы «Казатомпрома» изначально относится к разряду тех случаев, над которыми ставится гриф «секретно». Джакишев, руководивший на протяжении более 10 лет одной из самых засекреченных отраслей экономики, знает, по словам источника, много того, чего не положено знать широкой общественности страны. Нет никакой гарантии, замечает информированный источник, что в ходе открытого процесса не будут названы имена отдельных чиновников самого высокого ранга, также причастных к действиям «Казатомпрома», а это никак не может устраивать тех, кто до сих пор находится у власти.

Тем более что сам Мухтар Джакишев относится к разряду тех людей, которые умеют аргументированно и до конца отстаивать свою точку зрения. Особенно наглядно это было продемонстрировано в ходе его допроса в КНБ, копия видеосъемки которого в октябре месяце 2009 года появилась (и размещена до сих пор) на известном видеопортале youtube.com. Напомним («Къ» от 19.11. 2009 г., «Ничего лишнего – только бизнес»), что во время этого допроса Мухтар Джакишев сообщил скандальные подробности о взаимоотношениях Казахстана с российским «Росатомом», а также с представителями демократической партии США в канун президентских выборов в Соединенных Штатах.

The Financial Times пишет, что это дело подорвало доверие инвесторов к Казахстану, где иностранные добывающие компании конкурируют за доступ к обширным урановым ресурсам. «Оно также бросило тень на соблюдение прав человека в Казахстане» – пишет автор статьи Изабель Горст.

Впрочем, она не говорит, о каких именно инвесторах идет речь. На проходящем в эти дни (впервые в Центральной Азии) в Астане горнометаллургическом форуме Minex представители крупнейших добывающих компаний беспокойства не выражали. Леди Барбара Томас Джадж, возглавляющая Агентство атомной энергетики Великобритании, назвала Казахстан «отлично действующей демократией».

Джакишев Мухтар ЕркыновичРодился в 1963 году в г. Алматы. Окончил Московский инженерно-физический институт (1986), кандидат юридических наук.
После окончания работал стажером-преподавателем КазГУ (1986-87 гг.); аспирант МИФИ (1987-89 гг.); эксперт ГУВД Московского горисполкома (1989-92 гг.); коммерческий директор фирмы «Butya», финансовый директор АО «Butya», генеральный директор ТОО «Butya-Impex», президент АО «Butya-Казахстан» (1994-96 гг.); полномочный представитель СП «Фест-Альпине-Казахстан» на Карагандинском металлургическом комбинате (1995 г.); президент АО «Зангар»(1996-97 гг.); президент холдинга «Сахарный центр» (1997 г.); генеральный директор, президент АО «Алатаутрансгаз» (1997 — 98 гг.); президент ЗАО «НАК «Казатомпром» (сен. 1998 — окт. 2001 гг.); вице-министр энергетики и минеральных ресурсов РК (окт. 2001 — февр. 2002 гг.); с февр. 2002 г. – президент АО «НАК «Казатомпром».
Председатель совета директоров ЗАО «НАК «Казатомпром» (нояб. 2001- сент. 2002 гг.). Председатель совета директоров АО «Ульбинский металлургический завод».

Читайте также