Период Реформации или Индустриализация требует жертв

Опубликовано
Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не зря называют мастером интриги – несмотря на давно ожидаемые изменения в правительстве, мало кто предполагал, что будет выложена именно такая конфигурация.

Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не зря называют мастером интриги – несмотря на давно ожидаемые изменения в правительстве, мало кто предполагал, что будет выложена именно такая конфигурация.

Рокировки, отставки и назначения являются в Казахстане единственно реальной внутриполитической жизнью, поэтому всегда с интересом ожидаются как чиновниками, так и СМИ. Таковые происходят, как правило, после очередного президентского Послания. В этот раз близкие к околополитическим кругам эксперты предрекали крупные изменения, но связывали их со сменой премьер-министра. Однако произошло нечто нехарактерное – премьер-министр остался на своем месте, зато структура его кабинета кардинально поменялась. В один день возникло 5 новых министерств, появилось два новых министра – Жанар Айтжанова и Аскар Жумагалиев, лишился министерского портфеля Бахыт Султанов, экс-министр экономики и бюджетного планирования, Министерство энергетики и минеральных ресурсов во главе с Сауатом Мынбаевым ужалось до Министерства нефти и газа, а главный энтузиаст Программы форсированного индустриально-инновационного развития Асет Исекешев стал вице-министром, одновременно возглавив Министерство индустрии, которое лишилось контроля над торговлей, но зато обременилось инновациями. И указ обо всем этом был подписан президентом в тот же день перед телекамерами «Хабара», который в свою очередь в этот же день лишился своего руководства в лице «Арна-Медиа».

Жанар Айтжанова стала казахстанской Эльвирой Набиуллиной, возглавив новоиспеченное Министерство экономического развития и торговли, родившееся из лишенного функций бюджетного планирования Министерства экономики. Все последние годы она работала в переговорной группе по вступлению в ВТО, а потом в Таможенный союз. Жанар Айтжанова характеризуется знающими людьми как высокопрофессиональная «рабочая лошадка», но с довольно жестким характером. Именно ее министерство и будет координировать путь Казахстана в ВТО и ТС.

Неодназначной, с точки зрения потерь и приобретений, выглядит рокировка экс-главы АИСа Куанышбека Есекеева с экс-главой «Казахтелекома» Аскаром Жумагалиевым, возглавившим новое Министерство информации и связи. Министр – это, конечно, звучит, но руководство СМИ – не лучшая доля, а плата за это – пост главы одной из самых прибыльных нацкомпаний.

Из новых вице-министров хотелось бы отметить Альберта Рау, который был рекрутирован в политическую элиту буквально несколько лет назад, до этого безвылазно проработав акимом крошечного Лисаковска более 10 лет, а теперь он последовательно перемещается с поста на пост с интервалом в год с небольшим и удостаивается похвалы президента за ликвидируемое СПК «Сары-Арка»: «Ты один сделал по-человечески».

Люди, неплохо знающие правительственную кухню изнутри, относятся к этой реорганизации с осторожным позитивом. Экс-министр труда и соцзащиты, а ныне лидер партии «Ак жол» Алихан Байменов считает, что в ведомствах, подвергнутых реформированию, можно ожидать новых веяний. «Каждый новый министр, имея собственные амбиции, старается внести что-то новое, придать новый импульс», — отмечает он. Однако, по мнению политика, кардинальных перемен ожидать не стоит, так как система принятия решений остается по-прежнему неформальной. «Посмотрите, ведь у нас министры малоинициативны, больше ориентируются на то, что скажет глава государства», — подчеркивает партийный лидер. По его словам, сейчас главное – сохранить кадровый состав министерств. «У нас стало традицией, что каждый новый министр приводит с собой «команду», увольняя старых сотрудников. А ведь это – против закона. Агентство по делам госслужбы ослабило контроль над этим вопросом. Но в каждом ведомстве есть свои «рабочие лошадки», прекрасно знающие свое дело и несущие основную нагрузку. Их слабое место – они не умеют угодить, что-то вовремя показать», — прокомментировал Алихан Байменов «Къ».

Исполнительный директор Ассоциации горнодобывающей и горно-металлургической промышленности Николай Радостовец очень доволен тем, что министр индустрии и новых технологий назначен одним из трех вице-министров: «Это человек, который действительно заботится о реальном производстве, при нем мы, горняки и металлурги, стали ходить в министерство как к себе домой». Однако Николай Родостовец считает, что новое министерство не сможет полноценно выполнять свои функции, если ему не будут переданы вопросы недропользования. «Ясно же, что контракты тесно связаны с контрактной деятельностью, то есть с производством реального продукта. Они должны быть там, где люди отчитываются по контрактам, приходят в министерство, задают вопросы, получают решения», — сказал он «Къ». Сейчас же, по словам Николая Родостовца, правительство предлагает отставить контракты на недропользования всех сырьевиков в Министерстве нефти и газа.

Читайте также