Смертельный бизнес
В Казахстане информацию о смерти человека можно получить за 10-15 тыс. тенге. Купля-продажа происходит между ритуальными агентствами и владеющими этой информацией – врачами «скорой помощи», полицией и т.д. Эксперты считают, что если не будет введена уголовная ответственность за продажу информации о смерти человека, проблема будет усугубляться.
«Мы проводим 8% захоронений. Остальные проводят частные фирмы, где очень часты мошенничества. Между тем это очень специфический вид предпринимательской деятельности, который должен лицензироваться. А у нас нет закона о лицензировании. Любой человек, открыв ИП, может заниматься ритуальными услугами», – рассказывает заместитель директора ГКП «Спецкомбинат ритуальных услуг» Марат Исмаилов.
Особое внимание необходимо уделить получению информации о смерти. «Бывают ситуации, которые доходит до абсурда. У меня есть несколько примеров, когда агенты предлагают свои услуги родственникам человека, который находится при смерти. Стоят у его дверей и говорят: скоро ваш родственник умрет, не хотите ли вы воспользоваться нашими услугами», – рассказывает г-н Исмаилов.
По его словам, многие агенты пользуются тем, что близкие умершего, находясь в шоковом состоянии, не выясняют реальную цену похорон. «Агенты произвольно назначают расценки. У нас в среднем захоронение обходится в 48 тыс. тенге, у них – в 120-160 тыс. Также они берут деньги за место на кладбище – от $300 до $1 000, что совершенно незаконно. Место на кладбище не продается, а предоставляется бесплатно, кроме того, родственники могут выбирать места для захоронения. Оплачивается только труд землекопов, перевозка и другие услуги», – поясняет заместитель директора ГКП.
По словам мужчины, который полгода назад похоронил своего брата, ритуальное агентство, которое каким-то чудесным образом приехало практически вместе со «скорой помощью», насчитали за свои услуги более 100 тыс. тенге.
«О том, что цены завышены, я узнал на следующей день, когда приехал в морг, там был прайс с совершенно другими ценами. Тогда я позвонил агенту и сказал: либо снижайте цену, либо мы обратимся к другим. В итоге, снизили стоимость на 50 тыс. Странным еще было то, что в течение двух часов после кончины брата к нам приезжали представители трех разных агентств и предлагали свои услуги».
Г-н Исмаилов считает, что ситуацию может исправить принятие закона о лицензировании ритуальных услуг и уголовная ответственность за распространение информации о смерти человека. «Мы обращались в государственные органы с просьбой, чтобы был принят соответствующий закон. Изучили опыт, оказалось, во всех развитых странах есть закон, контролирующий деятельность фирм, оказывающих ритуальные услуги. Например, во Франции предусмотрено лишение свободы до 5 лет за продажу информации о смерти человека», – говорит он.
Таир Назханов, председатель Форума адвокатов, говорит, что в Казахстане есть закон, предусматривающий защиту частной жизни. В декабре прошлого года были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты в этой сфере. Так, закон усиливает уголовную ответственность до пяти лет лишения свободы за нарушение тайны частной жизни, личной и семейной тайны, вводит уголовную ответственность за фальсификацию оперативно-розыскных материалов, расширяет ограничения для сотрудников оперативно-розыскной деятельности относительно разглашения сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни.
«Если информация о смерти является предметом семейной тайны, и если она распространена без его согласия, или распространение информации причинили вред правам и законным интересам человека, то тут предусмотрена уголовная ответственность. Если сотрудники милиции или «скорой помощи» передают информацию ритуальным агентствам, то это незаконно. Тут надо разбираться», – пояснил «Къ» г-н Назханов. Однако адвокат отметил, что уголовной ответственности именно за распространение информации о смерти в Казахстане нет.