Лицом вышел

Опубликовано
В казахстанском издательстве «Дайк-Пресс» вышел в свет роман лауреата «Русской премии» Леона Костевича «Вылитые». Издатели говорят, что из тиража в 2 000 экземпляров, продана уже половина. По казахстанским меркам – результат неплохой.

В казахстанском издательстве «Дайк-Пресс» вышел в свет роман лауреата «Русской премии» Леона Костевича «Вылитые». Издатели говорят, что из тиража в 2 000 экземпляров, продана уже половина. По казахстанским меркам – результат неплохой.

Для нашего книжного рынка издание казахстанского автора – событие, привлекающее внимание, но еще более редкий случай – когда книга печатается полностью за счет издательства, а автору причитаются положенные проценты с продаж. Роман Леона Костевича издали именно на таких условиях. Надо сказать, что издательство стало довольно активно применять методы пиара своих книг, возможно, поэтому роман о лицах Костевича не остался незамеченным казахстанскими читателями.

«Вылитые» – первое произведение большой формы у Костевича. До этого у автора были лишь повести и рассказы. Его прежняя работа – сначала учителя русского языка и литературы, затем журналиста – так или иначе соприкасалась с литературной дельностью, поэтому неудивительно, что у Леона довольно внушительный стаж писательства – 17 лет – и публикации в толстых литературных журналах. За повесть «Графиня, я стрелялся на дуэли» в 2007 году Леон был удостоен «Русской премии» (2-е место в номинации «Малая проза»).

Роман «Вылитые» построен на одной идее о том, что все люди похожи друг на друга, и у каждого человека обязательно найдется двойник, и, может, даже не один. В мире популярны шоу двойников известных личностей, но этого, как кажется одному из героев романа, неудачливому алматинскому механику СТО Андрею Карлину, недостаточно, и он придумывает идею телевизионного шоу – подменить одного человека другим на время, и заснять на камеру, как люди будут приспосабливаться к новым условиям. Надеясь разбогатеть и полностью изменить свою жизнь, Андрей отправляется в Москву, чтобы продать идею богатому телеканалу. Но, как часто это бывает в жизни, идею механик продает не тем и не за столько, а запуск телевизионного проекта меняет жизнь других, но только не его. Это только завязка сюжета, дальше события будут разворачиваться как снежный ком и подомнут под себя еще многих персонажей. Будет меняться и жанр книги, из социальной драмы превращаясь то в криминальный роман, то в детектив.

Леон Костевич очень свободно обращается с текстом. Роман написан актуальным сегодня легким языком, не претендуя на изысканность и вычурность слога. Такая манера себя оправдывает – повествование, перемежаемое очень емкими психологическими портретами, пониманием специфики материала (опыт работы тележурналистом дает о себе знать) и природой человеческих поступков, льется само собой, вовлекая читателя в круговорот событий и человеческих судеб. Костевич даже приближается к вырисовыванию 35-летнего героя нашего времени (в данном случае тележурналиста), но не так емко, как в «Поколении П», и не так цинично, как в Media Sapiens Минаева.

Роман читается на одном дыхании. Вот только главная идея, на которой он построен, кажется не такой уж правдоподобной: ну с чего бы самодостаточному индивидууму хотеть обнаружить где-нибудь в другой части земного шара похожего на себя человека? Но как говорят в «Дайк-Пресс», эта идея привлекла не только простых читателей, но и ученых-антропологов, которые всерьез заинтересовались возможностью обнаружения двойников. В издательстве надеются, что это приведет ко второй волне интереса к роману.

Читайте также