Вышедший в прокат фантастический боевик по древнегреческим мифам «Битва титанов» однозначно не оправдал ожиданий зрителей. Если уж появившийся незадолго до этого с перекликающейся темой «Перси Джексон и похититель молний» откровенно предназначался подростковой аудитории, то «Битву» искусно маскировали под выдающееся фэнтези года, на деле – это слабенькая сказка.
То, что этой весной Голливуд представил сразу две ленты о греческом полубоге Персее, выглядело, конечно, странно, но понятно – кризис идей налицо, поэтому продюсеры бросаются к плохо охваченному кинематографом мировому литературному наследию. Бесконечные истории о страстях и приключениях греческого пантеона – действительно, неисчерпаемая ниша для современного кино, пусть «Перси Джексон» Криса Коламбуса и снят по переработанному материалу – одноименному произведению Рика Риордала. Более странно даже не то, что американские режиссеры обратились к древнегреческим мифам, а то – почему так долго они этого не делали. Мультфильмы на эту тему и то создавались чаще.
Последний раз сказания о героях экранизировали в 2004 году, правда, фильм «Троя» с накаченным Брэдом Питтом в роли Ахиллеса стал в большей степени драмой. До этого еще в 1997 году вышла «Одиссея» Андрея Кончаловского в его «американский период творчества». Несмотря на расхождения с оригинальным текстом «Одиссеи» и «Илиады», получилось добротное кино. На сегодняшний день этот фильм остается, пожалуй, лучшим переложением Гомера на кинопленку, а спецэффекты и батальные сцены, несмотря на безжалостные к этому жанру кинематографа годы, смотрятся на уровне. Кроме еще небольших примеров экранизации, оставшихся без внимания зрителей, Голливуд, можно сказать, и не обращался к бездонному источнику вдохновения. А вот еще раньше, в 1950-1960 годах, эпическим наследием увлекались итальянские режиссеры «новой волны». В 1954-м Марио Камерини снял «Странствия Одиссея», в следующем десятилетии Пьер Паоло Пазолини один за другим выпустил «Царя Эдипа» и «Медею» с Марией Каллас в главной роли. Пазолини, правда, исследовал в греческих трагедиях философские и психологические проблемы и перекликал их с современностью.
Современных режиссеров нравственные и моральные аспекты жизни богов и людей не интересуют вовсе, из мифов они выбирают лишь сюжеты с всемогущими героями, поединки с чудовищами и монстрами из разных миров, элементы колдовства и превращения – в общем, то, где можно применить компьютерные спецэффекты. На чем и строится «Битва титанов». Кроме этого в фильме больше ничему не уделено внимания. Это – как если бы во «Властелине колец» оставить только фрагмент битвы при Хельмовой пади, летающих драконов и огромную паучиху. Получилось бы то же самое.
Если взять во внимание, что создатель «Битвы титанов» – молодой улыбчивый француз Луи Летерье – ориентировался не столько на художественную, сколько на цифровую картину «300» (спартанцев), где в самом фильме важно ни «что», а «как», то и с такой точки зрения подвиги внебрачного сына Зевса оказываются неконкурентоспособными по сравнению с премьерами аналогичного жанра. Методы, с помощью которых режиссер рассказывает новую историю Персея, не впечатляют совершенно. От чудищ Летерье не хочется вжаться в кресло кинозала, а батальные сцены не приковывают внимания, как это происходило при просмотре того же «Властелина колец». Даже перевод уже полностью смонтированного фильма в 3D, как дань моде и как средство собрать большую кассу, не спасает ситуацию. Да он просто и не нужен – какая необходимость делать трехмерной греческую пустыню или нестрашный поединок с Гидрой, с головы которой свисают игрушечные змейки.
Если фильм не впечатляет своим техническим уровнем, хотелось хотя бы насладиться игрой актеров. Однако таким героям даже не хочется сопереживать. Сэм Уоргтинтон, лучше смотревшийся в свои предыдущих ролях в «Терминаторе-3» и «Аватаре», где действие происходит в будущем, был кстати, но в роли греческого Персея его современный бритоголовый типаж выглядит неуместно. О Лайаме Ниссоне и Ральфе Файнсе в роли Зевса и Аида, соответственно, сказать даже нечего – настолько они неинтересны.
Несмотря на все богатство сюжетов, которые может подбросить греческая мифология нищему на оригинальные идеи современному кинематографу, режиссеры пользуются ею мало и даже в те редкие случаи – плохо. И если осовремененный Персей «Перси Джексон» не претендует на лавры хита года, то за «Битву титанов» обитатели Олимпа наверняка пустили бы молнию в режиссера Летерье.
Еще один мифВ этом месяце начинаются съемки еще одного фильма по мотивам древнегреческих мифов – «Война богов» («Бессмертные») – об основателе Афин Тезее, прославившемся битвой с Минотавром. Фильм снимает Тарсем Сингх, больше известный как клипмейкер. Выход фильма запланирован в следующем году.