Любимец советских женщин, звезда телесериала «Спрут» Микеле Плачидо снял автобиографическую картину «Мечта по-итальянски» о студенческих волнениях 1968 года.
Для нашего зрителя самое интересное в фильме, разумеется, не столько сюжет, сколько личность автора. Как выяснилось, показанные в фильме ностальгические воспоминания самого режиссера также интересуют больше, чем студенческие волнения, случившиеся во времена его молодости.
Имя Микеле Плачидо на постсоветском пространстве прочно ассоциируется с образом комиссара Катани, а также с ролью советского офицера в фильме Владимира Бортко «Афганский излом». После этих картин Микеле Плачидо исчез из нашего поля зрения и появился четыре года назад в Алматы на кинофестивале «Евразия» в качестве гостя. О заметно поседевшем актере известно, что в 1990-х он увлекся режиссурой («Мечта по-итальянски» – его девятая кинокартина), а от былого амплуа хорошего полицейского не осталось и следа. Совсем недавно он шокировал своим появлением в фильме «Незнакомка», где сыграл садиста-сутенера, издевающегося над безропотной украинской девушкой в исполнении Ксении Раппопорт. За 20 лет, что мы не видели Плачидо на экране, он успел сняться в огромном количестве фильмов. Более того, сейчас Микеле является единственной реальной кинозвездой своего поколения в итальянском кинематографе. А его собственная режиссура стоит на крепком фундаменте великих фильмов Италии.
Идея снять кино о студенческих волнениях шестидесятых годов пришла к режиссеру еще в 2003 году, но узнав, что на ту же тему Бернардо Бертолуччи снимает картину «Мечтатели», Плачидо отложил затею. Однако посмотрев, как его соотечественник в свои революционные мемуары вплетает инцест между главными героями и этим претендует на портрет эпохи, Плачидо все-таки взялся за экранизацию. У него получилось все гораздо проще. Да, лента повествует о том, как юные умы будоражит война во Вьетнаме, убийство Кеннеди, смерть Че Гевары и мировая несправедливость в целом. Взрывает спокойствие и беспомощная, устаревшая система образования, приведшая к тому, что студенты захватывают альма-матер. Возможно, сверхзадача режиссера и состояла в том, чтобы донести до нынешней молодежи правду о событиях 1968 года, однако свелось все к простой мелодраме. Гибель молодых на баррикадах стала фоном для волнующего рассказа режиссера о любовном треугольнике между ним (в фильме – служащий в полиции Николя), общественной активисткой из приличной семьи Лауры и лидером революционеров с говорящим именем Либеро. Пример тому – кровавый разгон студентов в университете, который становится ярким, насыщенным сопровождением интимной сцены между Николя и Лаурой.
Революция по-итальянски стала для Плачидо возможностью занять свое место в круговороте жизни. Его «Большой мечтой» (а именно так дословно переводится название фильма) становится начало актерской карьеры, а вовсе не переживания студен-ческих волнений, кардинально изменивших судьбы многих итальянцев. И в этом ностальгическом повествовании, где Микеле с высоты своих 64 лет избегает всякой драмы и надрыва, лишь слегка просвечивает разочарование о том, что жизнь разрушила иллюзии и мечты молодости, заставила слезть с романтических баррикад и стать унылым прагматиком.
ПараллелиНезадолго до выхода «Мечты по-итальянски» известный музыкант Гарик Сукачев снял фильм «Дом солнца» о своих воспоминаниях молодости. У Сукачева тоже получилось не исследование хиппи-движения в СССР, а история конкретных персонажей, о дальнейшей судьбе которых становится известно из финальных титров. В отличие от сухого и серого фильма Микеле Плачидо, «Дом солнца» весь пропитан романтикой и яркими красками. Хотя кровавых сцен хватает в обоих фильмах. Молодые итальянцы хотели изменить мир, а советские хиппи стремились лишь не быть как все, но удивительно, что судьба вторых сложилась более драматично.