Не всем союзы одинаково полезны

Опубликовано
После того, как в прошлую пятницу премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский проигнорировал заседание Высшего органа Таможенного союза (ВОТС) в Санкт-Петербурге, на котором три страны должны были окончательно согласовать все позиции по Таможенному кодексу, Казахстан и Россия заявили, что готовы создавать ТС вдвоем. Возможно, именно беларуский демарш помог Казахстану получить от РФ значительные уступки в вопросах, по которым стороны не смогли договориться на предыдущей встрече.

После того, как в прошлую пятницу премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский проигнорировал заседание Высшего органа Таможенного союза (ВОТС) в Санкт-Петербурге, на котором три страны должны были окончательно согласовать все позиции по Таможенному кодексу, Казахстан и Россия заявили, что готовы создавать ТС вдвоем. Возможно, именно беларуский демарш помог Казахстану получить от РФ значительные уступки в вопросах, по которым стороны не смогли договориться на предыдущей встрече.

Перефразируя старый анекдот, можно сказать, что если у всех непредсказуемо будущее, то у Таможенного союза РФ, РК и РБ – настоящее. Буквально за неделю до этого, также после встречи в Санкт-Петербурге премьеры трех стран после многочасовых переговоров так и не пришли к компромиссу в «чувствительных» вопросах и заявили, что к назначенному сроку – 1 июля – Таможенный союз не заработает в полном объеме. За 7 дней ситуация кардинально изменилась – под вечер 28 мая российский премьер Владимир Путин заявил, что с 1 июля Таможенный кодекс Таможенного союза будет введен на двусторонней основе. Оставшиеся союзники даже успели поделить беларускую долю в общих таможенных сборах. Если по результатам последних трехсторонних переговоров предполагалось, что Россия получит 87,97% от поступлений всех импортных пошлин, Казахстан – 7,33 %, а Беларусь – 4,7 %, то теперь России достанется 92,31%, Казахстану – 7,69%. Как сообщил во вторник министр финансов Болат Жамишев, сейчас ключевые документы по ТС находятся на ратификации в парламенте, поскольку теперь надо подгонять их под «союз двух»: «Доля РФ + доля РК = 95,3%. 100% делится на 95,3%, полученный коэффициент умножается на 7,33, и мы получаем 7,59%». Болат Жамишев объяснил, что доли рассчитывались из объема импорта за 2008-2009 годы при пересчете на Единые таможенные тарифы (ЕТТ), и добавил, что договорно-правовая база работает в полном объеме, и Беларусь в любой момент сможет к ней присоединиться.

Наиболее крупные разногласия существуют у России с Беларусью, хотя именно граница между этими странами должна была ликвидироваться к 1 июля (по Казахстану полное снятие таможенного контроля планировалось с 2011 года). Минск увязывает подписание Таможенного кодекса с отменой введенных Россией для Беларуси с 1 января 2010 года экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Как заявил первый вице-премьер РБ Владимир Семашко: «отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для Беларуси – это наше железобетонное требование».

Казахстану же удалось получить практически максимум из того, на что он претендовал (возможно, даже без особой надежды на успех). Кроме пошлин на автомобили, положительно (для Казахстана) разрешился вопрос о нулевой ставке импорта самолетов и запчастей к ним для авиаперевозчиков. В данный момент в Таможенном союзе действует ставка на самолеты в размере 20% от стоимости. Однако, как рассказал премьер-министр Карим Масимов на селекторном совещании во вторник в правительстве, российская авиапромышленность пока не может обеспечить казахстанских перевозчиков «достаточным количеством современных самолетов, поэтому достигнута принципиальная договоренность о нулевой ставке ввоза для наших авиаперевозчиков в течение переходного периода». Срок переходного периода еще не определен – россияне настаивают на окончании его в 2013 году, Казахстан рассчитывает продлить до 2015 года.

Вечером этого дня на заседании круглого стола первый вице-премьер Умирзак Шукеев, возглавляющий переговорную группу Казахстана, сообщил, что остро шло обсуждение свободных экономических зон. По его словам, Россия выступала за то, чтобы вообще их запретить, включая российские Калининград и Магадан. Однако Казахстан и Беларусь настояли на сохранении СЭЗ, мотивируя тем, что они нужны для развития промышленности и привлечения инвестиций. Опять-таки – на переходный период.

Нерешенным остался вопрос по таможенным пошлинам для физических лиц, который в Казахстане по товарам народного потребления составляет 0,6 евро за 1 кг. Россияне настаивают на ее отмене. Российский премьер Владимир Путин заявлял журналистам, что она чувствительна для российской легкой промышленности. Впрочем, и казахстанский министр финансов считает, что в настоящее время особой целесообразности в этом режиме нет, оговорившись, впрочем, что это его личное мнение. По его данным, импорт овощей и фруктов по льготному режиму (по весу) снизился с 43% в 2007 году до 7,9% в 2009 году. «Если пересчитать размер единого таможенного платежа, то по ЕТТ растаможивать дешевле, чем по весу. Ряд поставщиков не имеет контрактов, поэтому они растаможиваются по весу», – сказал Болат Жамишев. Отказ от 0,6 евро, по его мнению, не повлечет потерь, поскольку по удельному весу этот режим составляет лишь 3% от всех сборов для физлиц.

Окончательно все детали будут оговорены 17-18 июня на очередной встрече премьеров (есть признаки того, что Беларусь снова передумает и продолжит переговоры), а в начале июля президенты ТС встретятся в Астане.

Читайте также