Рынок меди
Обзор мирового рынка меди на утро 4 июня 2010 года.
За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой поднялась с $6605 до $6620,5 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца — с $6637 до $6670 за тонну.
Запасы меди на отслеживаемых LME складах за последний торговый день уменьшились с 475,2 до 474,3 тыс. тонн.
Средняя цена наличной меди на LME за март 2010 года – $7462,83, за апрель – $7745,08, за май – $6837,68, а в среднем за прошедшие дни июня – $6646,8 за тонну.
Цена ближайших по времени исполнения фьючерсных медных контрактов (settle) на Нью-Йоркской бирже COMEX (подразделение Нью-Йоркской товарной биржи NYMEX) за последний торговый день снизилась с $6684,4 до $6478,2 за тонну. Запасы меди на COMEX — 101,9 тыс. тонн.
Цена ближайших по времени исполнения медных контрактов (settle) на Шанхайской фьючерсной бирже Shanghai Futures Exchange (ShFE) за последний торговый день поднялась с $7842 до $7886 за тонну. Запасы меди, контролируемые Шанхайской фьючерсной биржей, уменьшились со 154,1 до 153 тыс. тонн.
По данным Shanghai Metals Market, средняя спотовая цена на медь (цена наличной меди) в Шанхае за последний торговый день снизилась с $7919 до $7893 за тонну.
Ситуация на торгах медью 3 июня оставалась противоречивой. Видимо, биржевые инвесторы не спешат следовать за оптимизмом фондового рынка и опасаются падения спроса на медь со стороны Китая. Среди деловых новостей почти ежедневно публикуются материалы о вероятности ухудшения мирового инвестиционного фона из-за стремления китайских регуляторов охладить рынок недвижимости и замедлить рост экономики в целом. Однако биржевые запасы меди все же снижаются.
Немецкий банк Commerzbank отмечает, что, несмотря на некоторый спад китайского индекса ожиданий менеджеров по закупкам (PMI), все равно перспективу ужесточения монетарных мер в стране нельзя сбрасывать со счетов. «Хотя небольшое снижение индекса деловой активности PMI в Китае в мае оказалось больше ожидаемого, оно все же указывает на рост экономической активности, – заявил Commerzbank. – Таким образом, сохраняется дальнейшая нужда в политике монетарного сдерживания». «Эта тенденция спада явным образом бросает «медвежью» тень на цветные металлы, многих из которых стимулировала уверенность, что китайские закупки будут расти беспрепятственно», – говорит аналитик брокерской компании MF Global Эдвард Майер.
И все же после неблагоприятного для меди мая, чувствуется некоторое облегчение, связанное с данными по рынку жилья в США, где объем вырос на 6% в апреле, достигнув уровня октября прошлого года. Некоторые эксперты полагают, что за май американская экономика создала почти 700 тыс. рабочих мест. Если цифры подтвердятся, то это не только будет указывать на мощный рывок американской экономики, но и на усиление факторов инфляции, что также способствует инвестициям в сырьевые товары. Впрочем, другой темой может стать опасение по поводу свертывания антикризисных мер ФРС США.
Аналитики банка VTB Capital заявили, что медь, вероятно, будет торговаться в рамках широких ценовых диапазонов, а основная ликвидация вложений инвестиционных фондов и других инвесторов уже произошла. А вот последний рост биржевых котировок меди явился результатом спекулятивных действий.
Медь и другие цветные металлы вряд ли будут устойчиво дорожать, пока сектор строительства и уровень занятости не продемонстрируют движения вверх, считают участники рынка. «На данной стадии слишком сильны встречные ветры, препятствующие надежному восстановлению для целой группы сырьевых комплексов, включая металлы», – сообщил аналитик брокерской компании MF Global Эдвард Майер.
Лондонский журнал Metal Bulletin сообщил, что немецкий производитель меди Aurubis AG не планирует диверсифицировать свою деятельность в сторону горной добычи, заявил исполнительный директор Бернд Друвен (Bernd Drouven). «Это всегда являлось предметом горячих спекуляций, и вообще трава зеленее по другую сторону ограды, – сказал Бернд Друвен. – Однако в нашем балансе этого не предусмотрено. Мы ясно определились с тем, что это не имеет смысла». Согласно г-ну Друвену, компании не хватает инженеров, чтобы вовлечься в горную добычу, к тому же, риски горной промышленности значительно превышают риски в медеплавильном бизнесе. По словам Бернда Друвена, «существует еще большое пространство роста бизнеса в сфере выплавки и рафинирования меди». «Мы придерживаемся другой бизнес-модели и определенно против вложений в горный сектор отрасли. Это не принесет никаких выгод нашим инвесторам», – добавил Бернд Друвен.
А вот Китай поступает иначе. По сообщению замбийской газеты Post, китайские инвестиции в горнопромышленный сектор Замбии и многопрофильные экономические зоны провинции «Медный пояс» достигли $2 млрд что сделало Китай крупнейшим инвестором в стране. Часть этой суммы направлена на развитие проекта Mulyanshi Copper Mine, который был отложен из-за падения мировых цен на медь. «Мы исполнены оптимизма, что инвестиции из Китая будут продолжать рост», – заявил в интервью газете министр торговли Замбии Феликс Мутати. Во владении китайского бизнеса сейчас находятся следующие замбийские горнопромышленные предприятия: Chambishi Copper Mines, Luanshya Copper Mines, медный проект Mulyanshi, а также медеплавильный завод Chambishi.