Новости

По просьбам трудящихся

В конце прошлой недели государственные СМИ Казахстана распространили текст обращения Нурсултана Назарбаева, в котором он объявил, что не будет подписывать принятый парламентом закон, наделяющий его статусом лидер нации. Однако происшедшее отнюдь не означает, что вышеупомянутый закон не вступит в силу. Если до 13 июня Назарбаев юридически не оформит свои возражения и не направит их в парламент, то согласно законодательству Казахстана, 14 июня закон вступит в силу и без подписи президента.

В конце прошлой недели государственные СМИ Казахстана распространили текст обращения Нурсултана Назарбаева, в котором он объявил, что не будет подписывать принятый парламентом закон, наделяющий его статусом лидер нации. Однако происшедшее отнюдь не означает, что вышеупомянутый закон не вступит в силу. Если до 13 июня Назарбаев юридически не оформит свои возражения и не направит их в парламент, то согласно законодательству Казахстана, 14 июня закон вступит в силу и без подписи президента.

В своем обращении Нурсултан Назарбаев поблагодарил депутатов и граждан за оказанную честь, отметив, что «парламент принял решение для дальнейшего укрепления стабильности в нашей стране» и то, что он «положительно и с пониманием» воспринимает решение парламента «о законодательном закреплении статуса ел басы (лидер нации), т.к. это уже утвердилось в общественном сознании». Однако он не будет подписывать данный закон, поскольку «статус лидера нации нельзя обрести лишь на основе букв закона, декретов и других правовых актов». Кроме этого он отметил, что все время решительно прекращает славословия в свой адрес: «Я всегда стараюсь быть выше всяческого тщеславия и остаюсь на этой позиции». Еще президент подчеркнул: «казахстанцы, в том числе и члены моей семьи, не должны нарушать закон, перед которым все граждане равны».

Срочно собравшиеся в пятницу на пленарном заседании (обращение президента прошло в четверг в вечернем эфире казахстанских телеканалов – «Къ») мажилис и сенат решили не обсуждать отказ президента, поскольку из администрации президента в парламент не поступило никаких документов, юридически мотивировавших его отказ. Затем проголосовали за постановление, где просто приняли к сведению прозвучавшее в эфире. Так как до настоящего момента никаких юридических документов из администрации Нурсултана Назарбаева в парламент не поступило, ситуация выглядит следующим образом. Согласно законодательству Казахстана, если до 13 мая они не поступят, то закон будет считаться принятым, несмотря на публичный отказ главы правительства его подписать.

«Заявление президента никаких правовых последствий не несет. Чтобы закон стал законом, президент должен четко написать: «я возражаю по концепции закона и считаю, что его нельзя принимать. Прошу возражение рассмотреть в парламенте и принять по нему решение». В противном случае закон вступит в силу и без подписи президента», – заявил «Къ» лидер оппозиционной партии «Азат», экс-спикер нижней палаты казахстанского парламента Жармахан Туякбай. «Если у главы государства действительно есть желание отклонить закон, то поскольку парламент не возражал против его аргументов, нужен еще один шаг – короткое письмо от имени президента парламенту, что по основаниям, которые были изложены в моем заявлении от такого-то числа, отклоняю этот законопроект в целом. Тогда парламент должен будет поставить на голосование согласиться с возражениями президента, внесенными на этот законопроект», – рассказал «Къ» лидер партии «Ак Жол», экс-руководитель администрации президента Алихан Байменов. Он не считает, что сложившаяся ситуация – просчет аппарата администрации. «Любой закон, как и отклонение закона – это юридическое оформление политической воли. Аппарат ориентируется на политическую волю. Если воля на отклонение есть, то дальше решается, как обставить это отклонение. Я думаю, что здесь – больше политический ход. Профессионально, как политик, Нурсултан Назарбаев, отлично обыграл эту ситуацию. Понятно, что если бы он только объявил вето, то должного общественного резонанса это не получило, поскольку язык вето сухой. Поэтому, видимо, решили реализовать решение через PR-ход, а затем юридически оформить», – считает Алихан Байменов.

Между тем ситуация, при которой Нурсултан Назарбаев станет лидером нации поневоле, вполне возможна. В частности, советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев считает, что «если президент не наложил вето, если не отдал в Конституционный совет, значит, неподписанный закон, в соответствии с законодательством, может вступить в силу в течение месяца». Депутат мажилиса Мухтар Тиникеев убежден, что Нурсултан Назарбаев заслуживает статуса лидера нации, «поэтому поправки должны быть приняты».

По мнению Алихана Байменова, такой сценарий развития событий маловероятен. «С высокой вероятностью президент направит свои возражения по концепции закона, по сути, сформулированные им в обращении. Понятно, что сделав такое заявление, он фактически сжег за собой мосты. Если данный процесс сейчас не будет доведен до логического конца, в смысле юридического оформления президентской воли, и закон вступит в силу, то это даст хороший аргумент любому оппоненту. Это будет наглядным примером расхождения между словом и делом. Поэтому, я думаю, что вето все-таки будет наложено», – пояснил он.