Инвестиции

СРП не пересмотрят

Астана не расторгнет действующие контракты на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) в одностороннем порядке, но и не будет заключать такие соглашения в будущем.111

Астана не расторгнет действующие контракты на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) в одностороннем порядке, но и не будет заключать такие соглашения в будущем.

По словам министра нефти и газа РК Сауата Мынбаева, в Казахстане заключены 16 СРП, и с некоторыми их участниками уже ведутся переговоры по пересмотру соглашений. «Относительно планов по 16 СРП могу сказать: по некоторым из них есть вопросы, ведем по ним переговоры, но в любом случае эти СРП не могут быть отменены в одностороннем порядке», – сказал министр.

«СРП, на наш взгляд, в определенной степени стимулирует повышение затрат в проектах, поскольку они в любом случае покрываются за счет добываемой нефти, да еще и с процентами. Если все это сочетается со слабым контролем со стороны госорганов, то легко нарушить баланс интересов не в пользу республики», – пояснил г-н Мынбаев.

Также, по его словам, отказ Казахстана от института СРП в контрактах с инвесторами не снизил их интереса к сектору недропользования.

Напомним, с 1 января 2009 года по большинству контрактов на недропользование неприкосновенность налогового режима уже была отменена. Тогда эти нормы вызвали бурные дискуссии среди инвесторов. В качестве исключения в новом Налоговом кодексе были указаны недропользователи, работающие по соглашениям о разделе продукции (СРП). Это контракт с «Тенгизшевройл» и 15 действующих СРП, в числе которых остались соглашения по месторождениям Кашаган и Карачаганак.

На тот момент в Казахстане действовало более 600 контрактов на недропользование, на условиях стабильности работало около 80%.

О том, что Казахстан может совсем отказаться от принципа неприкосновенности налогового режима для инвесторов, работающих в сырьевых отраслях, и уравнять их с остальными компаниями, Нурсултан Назарбаев сообщил в конце января этого года.

Заявление вызвало большой резонанс, т. к., по сути, вывести из зоны налоговой неприкосновенности оставшиеся проекты с участием иностранных инвесторов означало переписать крупнейшие нефтяные контракты по месторождениям Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.