В понедельник государственная пресса опубликовала тексты двух конституционных законов, согласно которым Нурсултан Назарбаев наделяется статусом «лидер нации». Сразу же после опубликования они вступили в силу. Происшедшее стало прецедентом для Казахстана, поскольку впервые в истории страны законы вступили в силу без подписи президента.
Интрига вокруг законов, наделяющих Нурсултана Назарбаева статусом «лидер нации», началась 5 мая. «Къ» подробно писал об этом в прошлом номере. Вкратце напомним, что формально инициатива принадлежала трем депутатам нижней палаты парламента Светлане Ферхо, Амзебеку Жолшыбекову и Розакулу Халмурадову. После того как они выступили с предложением на пленарном заседании палаты, парламент в беспрецедентно короткий срок – в течение недели – принял предложенные законы и направил их на подпись президенту. В последовавшем за этим Обращении Нурсултана Назарбаева «К гражданам республики Казахстан», которые распространили СМИ, президент Казахстана заявил, что не будет подписывать данные законопроекты, поскольку «статус лидера нации нельзя обрести лишь на основе букв закона, декретов и других правовых актов». Однако никаких юридических шагов за этим не последовало. Согласно законодательству Казахстана, президент должен был либо внести возражения на законопроект в целом (что он фактически и сделал в обращении, не согласившись с депутатами концептуально), либо внести возражения по какой-либо из частей закона. В этом случае депутаты парламента должны были 2/3 голосов по каждой из палат преодолеть возражения президента. В случае же если президент не вносит возражения и не подписывает закон в месячный срок, то закон автоматически вступает в силу. У президента была еще одна возможность не дать закону вступить в силу, отправив его в Конституционный совет для проверки соответствия Конституции. Однако он не использовал и эту возможность. «Мне представляется, что изначально было заготовлено 2-3 варианта развития событий. В течение этого месяца проводился зондаж общественного мнения и реакция общества, кроме этого изучалась реакция международного сообщества, которое в принципе оказалось индифферентно к происходящему.
В результате был выбран базовый сценарий, хотя до последнего момента нельзя было исключить появления и других вариантов», – считает лидер партии «Ак Жол» Алихан Байменов. Иная точка зрения у советника президента Казахстана Ермухамета Ертысбаева. «Мне кажется, если бы президент отклонил этот закон, то возникла бы не открытая, а скрытая конфликтная ситуация, в данном случае с законодателями. Потому что дело не в Назарбаеве. Не в том, что депутатский корпус и политическая элита решили угодить главе государства. Это коллегиальное решение, направленное на предсказуемое, прогнозируемое, стабильное, устойчивое развитие страны на ближайшие годы», – сказал он «Къ».
«Решение заключается в том, что Нурсултан Назарбаев как всемирно известный политик остается во внешней и внутренней политике Казахстана независимо от того каким статусом будет он обладать в последующем. То есть неформальное и формальное лидерство Назарбаева, которое имеет место в Казахстане, депутатский корпус решил законодательно оформить. В этом специфика преемственности власти в Казахстане», – считает Ермухамет Ертысбаев.
Отвечая на вопрос, как повлияет принятие закона на планы Нурсултана Назарбаева участвовать в предстоящих в 2012 году президентских выборах собеседники «Къ» ответили практически одинаково. Алихан Байменов считает, что «принятие закона, наряду с другими какими-то мерами, просто расширяет коридор возможностей». Но, по его мнению, Нурсултан Назарбаев все же пойдет на выборы.
«Принятие этих поправок совершенно не означает, что выборы главы государства как стержень демократии могут быть отменены, нет, они будут всегда», – заявил Ермухамет Ертысбаев «Къ».
Единственное, в чем солидарны политики, так это в прогнозах относительно международной реакции на принятие закона. «Президент и политическая элита Казахстана понимают, что для ключевых игроков на международной арене, от которых зависит международное реноме, есть более важные приоритеты, нежели демократические процессы в Казахстане. Это геополитика, региональная стабильность, терроризм и конечно, энергетика. Двусторонние отношения и реальные переговоры всегда важнее, чем позиция каких-то международных организаций наподобие БДИПТЧ. Они понимают, что важнее переговоры с Вашингтоном, Москвой, Пекином, чем мнение Варшавы или Страсбурга», – считает Алихан Байменов. Примерно такой же точки зрения придерживается и Ермухамет Ертысбаев. «Я думаю, что международное сообщество меньше всего интересует этот закон, это наше внутреннее дело. Хотя в целом реакция будет позитивной. Понятно, что никто публично это озвучивать не будет. Но международное сообщество желает, чтобы Центрально-Азиатский регион был предсказуемым, стабильным, устойчивым. Особенно в свете тех событий, которые происходят у наших южных соседей». Более резко по этому поводу высказался Болат Абилов: «И запад это проглотит, и внутри Казахстана. «Ну ладно, – скажут, – хоть как себя называй, лишь бы как в Кыргызстане не было».