1 июня премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил о введении льготных пошлин на импорт автомобилей для личного пользования, в связи с чем уже с первого числа следующего месяца физические лица смогут ввозить в страну одно легковое авто в год по сниженной ставке. О всех минусах и плюсах льготного периода, который продлится до июля 2011 года, рассказал «Къ» директор ТОО «Mercur Auto LTD» Канат Акишев.
– Какими, на Ваш взгляд, будут последствия такого решения для всех участников рынка – автодилеров, производителей, потребителей? На какой уровень, в связи с новым решением, выйдут продажи автодилеров? Станет ли авторынок таким же, как и до создания ТС?
– Для прогнозов и оценки событий в этом случае далеко ходить не надо: данное решение было скопировано с беларуского рынка – именно там были введены аналогичные меры. В результате, в разы увеличилось количество ввезенных автомобилей физическими лицами. Вследствие этих новшеств у официальных автодилеров в 4 раза упали продажи, при этом 80% импорта новых автомобилей приходится на физических лиц, что продиктовано естественным желанием человека привезти более дешевый автомобиль.
Безусловно, для Казахстана принятие льготных пошлин – это положительное решение социального вопроса, но, к сожалению, очень сильно смогут пострадать автодилеры, по некоторым оценкам, речь идет о пятикратном понижении продаж. Кроме того, не стоит забывать и о потерях государственного бюджета в виде налоговых отчислений официальных дилеров. Для сравнения, по итогам 4 месяцев 2010 года налоговые поступления от официальных дилеров в Беларуси сократились в 2,5 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это только начало года.
– Но ведь автодилеры, так же как и физические лица, смогут по льготным пошлинам ввозить авто, пусть даже пользуясь серыми схемами…
– Пройден долгий путь, и компанией Mercur Auto в том числе, для того, чтобы в Казахстане существовал цивилизованный рынок, а также для того, чтобы клиентам были гарантированы не только оригинальные запчасти, но и качественный сервис во всех отношениях, будь то совершение покупки или обслуживание на сервисе. Это и является основным отличием работы официальных автодилеров от серых.
Что касается вашего вопроса, то я сомневаюсь, что официальные автодилеры перейдут в серый рынок, но вместе с тем они будут вынуждены сократить свои объемы продаж.
– Как Вы считаете, какой сегмент вырастет в льготный период – секонд-хенд или новые автомобили?
– Решение продвинуть социальный вопрос в нашей республике было направлено на то, чтобы граждане могли позволить себе купить машину. Но стоит отметить, что главную выгоду в новом режиме получат не покупатели, а серые дилеры, которые продают автомобили стоимостью свыше $50-60 тыс., применяя теневые схемы продаж, путем оформления сделок на подставных физических лиц. Поэтому в первую очередь вырастет именно этот сегмент рынка, пользующийся наибольшим спросом на сером рынке.
– Уже в феврале и марте было импортировано всего 47 и 191 (!) подержанных легковых автомобилей. Поэтому, несмотря на значительное падение ввоза новых автомобилей к I кварталу и 45%-е снижение к IV кварталу 2009 года, новые легковые автомобили составили 79% мартовского импорта. Скажите, при таком раскладе произошло ли серьезное увеличение ввоза новых авто и их продаж, или наблюдалось все то же относительное затишье? Правда ли, что с повышением таможенных пошлин продажи автодилеров начали расти за счет перетока из сегмента подержанных авто?
– Решение правительства ввести 30% пошлины с 1 января 2010 года было продиктовано международным соглашением между участниками ТС. Эти мероприятия были введены для того, чтобы привести рынок в цивилизованные рамки и чтобы дать нашим производителям возможность иметь преимущество перед импортом за счет таможенных пошлин, налогов и т. д. Если говорить о результатах этого мероприятия, то, как следствие, машины подорожали, покупательский спрос не вырос, и падение продаж было налицо. Другое дело, что соотношение серых дилеров и официальных глобально поменялось в пользу последних, что говорит о правильном решении. Единственный минус в том, что теперь не каждый может позволить себе купить машину.
Мы ратуем за то, чтобы рынок был насыщен хорошими, надежными, чистыми и безопасными машинами. Закон, принятый 1 января этого года, не пошел во вред, и многие уже перестроили свою работу. Кроме того, нами (прим. «Къ» – официальными дилерами) была создана Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) для того, чтобы отстаивать наши интересы на рынке и в правительстве и еще больше продвинуть работу по вопросам развития цивилизованного автомобильного рынка, ведущуюся раньше каждым дилером или импортером по отдельности. Ассоциация отстаивает права и в сложившейся ситуации, и мы надеемся, что наши переговоры с правительством о возможности минимизации негативных последствий введения дифференциации таможенных ставок для физических и юридических лиц будут плодотворными.
– Как все же, по Вашим прогнозам, будет развиваться ситуация на рынке авто? Какие пошлины в итоге будут наиболее «долгоиграющими» и в чью пользу, скорее всего, перевесит решение властей РК?
– Здесь все будет зависеть от политики нашего правительства. Каждая страна стремится поддержать своего производителя. Согласитесь, что автопром России и Германии значительно отличается от Казахстана. Да, мы можем производить собственные автомобили, другое дело, что на сегодняшний день наши потребители ориентированы на импорт, так как все хотят ездить на комфортных, удобных и при этом дешевых машинах. И пока отечественное производство не завоюет своего покупателя, придется завозить авто из-за рубежа.
По поводу того, какие пошлины будут самыми долгоиграющими, отвечу так: для того чтобы развивать своего автопроизводителя, должны оставаться пошлины, введенные с 1 января. И, скорее всего, будущее за производством в Казахстане.
– «Меркур» обошел по доли рынка «Астану Моторс» и вплотную приблизился к «Бипек» с ее 25,3%: у «Меркура» на апрель 2010 г. было 24,3% рынка, у «Астаны Моторс» – 9,34%, «Астану Моторс» обошел «Вираж» (13,4%). С чем связаны такие перестановки? Какие стратегии сейчас выигрывают, а какие, наоборот, неудачны?
– У компании Mercur Auto не существует какой-то «гонки вооружений», и в первую очередь в работе мы придерживаемся принципов внутренней работы над качеством, без оглядки на конкурентов. Это и дает свои положительные результаты.
С другой стороны, на увеличение рыночной доли компании повлияли и достижения партнеров – на мировом уровне тоже происходит передел долей рынка. К примеру, основной партнер Mercur Auto концерн Volkswagen ставит перед собой задачу быть в ближайшем будущем компанией номер один в мире, предлагая современные и качественные автомобили на всех рынках.
– В I квартале 2010 года продажи «Меркура» выросли на 61%, по сравнению с тем же периодом 2009 года. Причем в апреле резко выросла доля компании. Как удалось этого добиться? Какое сочетание брендов и цен стало для компании удачным? И, в частности, что произошло в апреле?
– Cверхсекретов нет, на самом деле, это – спрогнозированные события. Если весь прошлый год мы еще продавали старые модели, то как раз к апрелю 2010 года были завезены новые модели машин по выгодным ценам – за счет этого и произошло увеличение доли на рынке.
– У компании «Меркур» на сегодняшний день самый широкий модельный ряд в РК. Оправдывает ли себя стратегия такой диверсификации брендов?
– Если посмотреть на российский рынок, то там на ведущих позициях находятся компании, которые занимаются мультибрендовой политикой ведения бизнеса.
Компания Mercur Auto также хочет предложить потребителю продукцию во всех нишах. Такой подход оправдан – есть возможность угодить всем клиентам. Конечно, какие-то сегменты во время кризиса просели, какие-то, наоборот, выросли, но в целом продолжается увеличение присутствия компании на рынке.
– А какие сегменты пользуются сейчас наибольшей популярностью?
– Если брать корпоративный сегмент, то в нем сделана значительная прибавка в продажах, а если же рассматривать продажи в разрезе ценовых сегментов, то автомобили в диапазоне $20-25 тыс. наиболее популярны – их продажи за прошлый год выросли на 45%.
– На какие уступки автодилерам идут во время кризиса мировые автопроизводители? В частности, что они предложили «Меркуру»?
– Уступки связаны не с разовой акцией производителя для одной партии машин. Решение выносится за 2-3 года вперед, когда на рынок поставляются модели, соответствующие и по цене, по классам и т. д. Каждые полгода мы, совместно с партнерами, проводим планировку и корректировку цен. К примеру, в этом году удалось добиться очень хороших цен на европейские машины Аudi и Porsсhe, даже с учетом новых таможенных пошлин. Но это не просто политика производителей по отношению к «Меркуру» – сделать это стало возможным благодаря двухлетним переговорам с партнерами.
– Если не секрет, то какую скидку вам предоставляют?
– Речь не идет о скидках, а о более низкой стоимости закупа автомобилей, зависящей от определенных объемов продаж и обязательств перед производителем.
– По каким моделям планы вашей компании выполнены, перевыполнены и недовыполнены?
– Наши планы были скорректированы 1 января введением новых пошлин, и, к сожалению, скорректированы не в лучшую сторону. Весной мы совместно с партнерами вновь пересмотрели свои планы, но и их, в свою очередь, опять приходится корректировать в связи с введением льготного периода, так как есть вероятность значительного спада продаж.
– В мире в последние месяцы прошла волна отзывов автомобилей, звучали такие громкие имена, как «Тойота», «Дженерал Моторс» и многие другие. С чем это может быть, на Ваш взгляд, связано – не с желанием ли экономить – от чего пострадало качество? Затронули ли отзываемые бренды модельный ряд «Меркур»?
– Многие международные эксперты говорят, что сегодняшние отзывы – это результат гонки за количеством, забывая о качестве.
Массовые мировые отзывы практически не затронули автомобили, продаваемые нашей компанией. Немецкие бренды всегда отличались надежностью, молниеносной реакцией со стороны производителя по сервису и решению проблем.
– Сейчас некоторые автодилеры хотят заняться собственным производством. К примеру, Нурлан Смагулов изъявил желание производить легкие грузовые машины, в Казахстан хочет войти «Соллерс», «Азия Авто» наращивает производство. А вашу компанию привлекают планы по производству авто внутри РК?
– Да, в стране есть предприниматели, собирающиеся производить автомобили, и это очень хорошая идея, потому что нужно с чего-то начинать. Не за горами тот день, когда в Казахстане можно будет говорить о собственном производстве автомобилей.
Mercur Auto также собирается включиться в этот процесс, но есть планы не по производству, а по переоборудованию автомобилей. По данному вопросу уже ведутся переговоры, а в 2011 году планируется приступить к реализации задуманного.
Автомобиль казахстанского производства я представляю седаном среднего класса с сильным и экологичным двигателем.
– Каким Вы видите авторынок РК в 2010-2012 гг.? Будет ли этот рынок продавцов или покупателей? Как он будет расти?
– Я по-другому рассматривал бы этот вопрос. Говорить нужно не о рынке продавца и покупателя в будущем, а о том, как продавцы будут реагировать на запросы покупателей. Наш сегодняшний рынок ориентирован в первую очередь на покупателя – и это нормально, но чтобы сохранить этот баланс, автодилерам нужно уметь предоставлять качественный товар с качественным обслуживанием.
– Если в середине 2011 года после окончания льготного периода пошлины вернутся на теперешний высокий уровень, что изменится на рынке?
– Если говорить о прогнозах на период льготных пошлин, то можно представить, какое огромное количество покупателей ринется приобретать автомобили. По нашим оценкам, будет завезено до 50 тыс. машин. Что касается автодилеров, то они на ближайшие пять лет могут забыть о хорошем уровне продаж, ведь того объема, который будет завезен, хватит на долгий период времени.
– Рассматривая модель рынка «высоких пошлин», какие, на Ваш взгляд, бренды будут преобладать?
– Какими бы ни были пошлины, имея $10 тыс., покупатель не купит машину за $50 тыс. Поэтому надо ориентироваться на покупательский спрос. Пошлины приводят к удорожанию машин, соответственно, произойдет процесс перетока покупателя с определенного уровня на более низкий.
На рынке будут иметь успех те компании, которые будут предлагать автомобили в наиболее популярных ценовых сегментах. В корзине брендов нашей компании в популярных сегментах мы присутствуем с марками Volkswagen и Mitsubishi.
– На сколько при этом сократится объем казахстанского авторынка по сравнению с докризисными продажами (по автодилерам и подержанным авто)? Уменьшится ли число автодилеров? В каком сегменте?
– Никто не хочет терять вложенные инвестиции, поэтому все автодилеры будут искать какие-то выходы, чтобы вернуть и заработать деньги. Речь не о том, что кто-то уйдет с рынка, а о том, что все, к сожалению, будут вынуждены искать пути вне цивилизованного рынка. Такая ситуация может привести к тому, что какой-то сегмент отрасли, или даже вся отрасль, может пострадать довольно серьезно.
– Какие бренды, по Вашим оценкам, будут ввозить сами потребители и какие авто будут успешно продавать автодилеры на время «льготного периода»?
– Я не могу отвечать за покупателей, все зависит от доходов потребителей, но мне кажется, что ценовой сегмент от $20-25 тыс. так и останется наиболее популярным.
– Какие плюсы Вы видите для своей компании в ТС?
– Наш партнер – компания Volkswagen – имеет на территории России свое производство. Конечная розничная цена для клиентов данных автомобилей будет очень привлекательной, ввиду таможенных преимуществ. Что касается всего автомобильного рынка, то те компании, у которых есть производство на территории ТС, будут наиболее успешными. К тому же мировые производители, имеющие производство на территории России, обещают обеспечить такое же качество производства, как и у себя в стране. Но с введением льготного периода и об этих планах пока можно забыть, так как стоимость этих автомобилей, которая была бы привлекательна в рамках Таможенного союза, теперь становится неконкурентоспособной, в сравнении со стоимостью тех же автомобилей при импорте физическими лицами.
– Повлияет ли на автодилеров вступление РК в ВТО?
– Уверен, что в плане цен на казахстанских автодилерах вступление Казахастана в торговую организацию не отразится, поскольку они работают со всемирно известными компаниями, которые во всех странах стараются держать определенный уровень цен.
КАНАТ АКИШЕВ, ДИРЕКТОР ТОО «MERCUR AUTO LTD»Родился в 1975 году.
В 1995 году закончил Жамбылский технологический институт по специальности «Международные экономические отношения».
В 1997 году закончил обучение в немецком Fach hochschule Osnabr ueck по специальности «Экономика организации производства».
С 1997го по 2003 год работал в ТОО Mercur Auto LTD руководителем отдела продаж.
С 2003го по 2008 год – генеральный директор ТОО «ШаллерКазахстан».
Начиная с 2008 года и по сегодняшний день является директором ТОО «Mercur Auto LTD».