Бизнес не хочет в тюрьму

Опубликовано
Бизнесмены Казахстана обратились к госорганам РК с предложением заменить уголовные наказания за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности на штрафы. По ряду причин вероятность таких поправок в законодательство достаточно высока.[b][/b]

Бизнесмены Казахстана обратились к госорганам РК с предложением заменить уголовные наказания за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности на штрафы. По ряду причин вероятность таких поправок в законодательство достаточно высока.

На Конгрессе предпринимателей Казахстана бизнесмены Казахстана обратились к правительству, парламенту, Верховному суду и генеральной прокуратуре с предложением рассмотреть целесообразность внесения поправок в законодательство. По их мнению, необходимо провести ревизию процессуального законодательства с целью гуманизации и де-криминализации ответственности предпринимателей за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности.

Предприниматели предлагают заменить уголовные наказания за соответствующие нарушения на штрафные санкции и возмещение компенсаций за причиненный ущерб, а также уточнить методику определения степени тяжести преступлений и наличия личной вины обвиняемого.

«Интересно, что аналогичные поправки в законодательство недавно ввела Россия», – замечает консультант проекта USAID (BEI) по улучшению бизнес-среды в РК Алма Турлыбаева.

Действительно, в России ряд уголовных статей, касающихся экономической деятельности, был декриминализован в апреле этого года. К примеру, смягчена ответственность за работу без лицензии. Согласно новой редакции статьи о незаконном предпринимательстве только деятельность без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, позволяет возбудить уголовное дело (ранее за работу «с нарушением лицензионных требований и условий» можно было получить до 5 лет лишения свободы).

По старой редакции статьи о легализации незаконных доходов тот же бизнесмен, уличенный в незаконном предпринимательстве, мог получить до 15 лет, если на деньги, вырученные от продажи товара, покупал дополнительное оборудование в свой магазин. Согласно новой редакции, сейчас возможно наказание в виде штрафа.

Еще в России расширена возможность внесения залога, а также утратила силу статья о лжепредпринимательстве. На время следствия бизнесменов там не заключают под стражу, чтобы они смогли защищать себя и чтобы на это время не останавливался бизнес. Кроме того, внесен еще целый ряд поправок, например, в шесть раз увеличен размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым и иным преступлениям в сфере экономической деятельности.

НЭП «Атамекен» пока не комментирует какие именно поправки предложили казахстанские бизнесмены, однако российский опыт важен, так как в рамках ТС будет вестись гармонизация законодательств России и РК. Можно даже предположить, что поправки будут аналогичными, так как имеют принципиальное значение при привлечении нарушителей Таможенного кодекса ТС к уголовной и административной ответственности.

Напомним, в ноябре 2009 года Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств поручил своим правительствам унифицировать нормы национального законодательства Республики Беларусь, РК и РФ, в том числе, нормы уголовного и административного права. До сих пор это не сделано, что изначально грозит конфликтом интересов как между правоохранительными, судебными органами трех стран – при борьбе с контрабандой, коллизиями при вынесении судебных решений, так и для бизнеса – конфискацией товаров.

Вполне возможно, что данное предложение о поправках вполне может быть спущено и «сверху» в свете создания ТС, так как пока далеко не все ассоциации и объединения бизнесменов, опрошенные «Къ», знали о предложенных поправках. Другая версия, которую озвучивают некоторые эксперты, – крупный бизнес лоббирует свои интересы.

Интересно, что в России, как показывает анализ правоприменительной практики, статья «Лжепредпринимательство» практически не применяется. Связано это с неопределённостью её формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений, поэтому статью признали утратившей силу. Между тем, директор форума предпринимателей РК Мунавара Палташева называет эту проблему главной в Казахстане в рамках рассматриваемого вопроса. Вопреки принятому в РК в декабре 2009 г. закону «О лжепредпринимательстве», фискальные органы продолжают практику возложения санкций не на правонарушителей, а на их контр-партнёров из числа добросовестных предприятий, и «лжепредпринимательство» в стране приобретает характер эпидемии.

«Преступления, совершаемые бизнесменами, которые связаны с вредом для жизни и здоровья, конечно, должны наказываться уголовно. Но иногда в РК достаточно большой срок можно получить за неправильное составление налоговой отчетности, при недоимке например в 3 тыс. или даже 3 тенге», — добавляет Алма Турлыбаева.

Президент Алматинской ассоциации предпринимателей (ААП) Виктор Ямбаев считает, что уголовную ответственность нужно оставить за коррупционные правонарушения, за хищение бюджетных средств и разграбление недр национальными компаниями, а также за откровенное мошенничество. «А если бизнесмен из МСБ представил неправильный налоговый отчет, или, спасая свой бизнес, недоплатил часть головокружительных казахстанских налогов, то ни о какой уголовной ответственности, тем более при такой запутанной нормативной базе и при таком сложнейшем налоговом администрировании, как в РК, говорить нельзя», — уверен он.

Дать оценки насколько вырастет число предпринимателей в РК и насколько вырастет число экономических преступлений, если поправки будут приняты, пока не решаются ни НАП, на ААП, ни форум предпринимателей, ни USAID, ни другие бизнес-структуры.

Экономические преступления в РКПо данным Генпрокуратуры РК, за 10 месяцев 2009 года в целом по стране зарегистрировано 99 625 преступлений. Удельный вес экономических преступлений в общем числе зарегистрированных — 8,3%, рост по отношению к тому же периоду 2008 г — 4 %.

«Вилки» некоторых наказаний в действующем УК РКНезаконное предпринимательство – от 300 МРП до 5 лет с конфискацией имущества, лжепредпринимательство – от 600 МРП до 10 лет с конфискацией, легализация денег и имущества – от 500 МРП до 7 лет с конфискацией, уклонение от уплаты налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций – от 1000 МРП до 7 лет с конфискацией.

Читайте также