Новости

Финпол не согласен с рейтингом

Международные рейтинги, оставляющие Казахстан в числе наиболее коррумпированных стран мира, необъективны и вызывают много вопросов относительно оценочной методологии. Такое мнение высказал глава финансовой полиции Кайрат Кожамжаров в рамках конференции «Международные механизмы и инструменты противодействия коррупции» в минувший четверг в Астане.

Международные рейтинги, оставляющие Казахстан в числе наиболее коррумпированных стран мира, необъективны и вызывают много вопросов относительно оценочной методологии. Такое мнение высказал глава финансовой полиции Кайрат Кожамжаров в рамках конференции «Международные механизмы и инструменты противодействия коррупции» в минувший четверг в Астане.

«Индекс восприятия коррупции» за 2009 год, подготовленный международной организацией Transparency International (TI) на основе опросов экспертов и бизнесменов, отправил Казахстан на 120-е место наряду с такими странами, как Армения, Боливия, Эфиопия, Монголия и Вьетнам. При этом казахстанский индекс восприятия коррупции составил 2,7 (чем выше балл, тем страна менее восприимчива к коррупции).

Transparency International отмечает, что сам по себе индекс восприятия коррупции любой страны ниже трех баллов является национальным позором. Такой индекс свидетельствует о том, что государственные органы не хотят (и реже – не могут) признать коррупцию угрозой национальной безопасности своей страны и личной безопасности своих граждан и предпринять такие действия, которые бы постепенно эту угрозу минимизировали. Международная организация сообщала, что прикрываясь словами про «защиту суверенитета» и о невозможности допустить «вмешательство во внутренние дела» такие страны, как Ангола (1,9, 162-е место), Алжир (2,8, 111-е место), Венесуэла (1,9, 162-е место), Египет (2,8, 111-е место), Зимбабве (2,2, 146-е место), Иран (1,8, 168-е место), Китай (3,6, 79-е место), Пакистан (2,4, 139-е место) и Россия (2,2, 146-е место) выступили против проведения независимых проверок, участия в таких проверках гражданского общества и публичного обсуждения докладов о состоянии дел с коррупцией в странах, ратифицировавших Конвенцию ООН.

На этом фоне динамика по Казахстану может вызывать определенный оптимизм. В 2007 году страна занимала в рейтинге 155-е место, в 2008 – 145-е. Нынешнее 120-е место свидетельствует о некоторых подвижках в государственной политике противодействия коррупции, как утверждают представители власти. В то же время ряд экспертов указывает, что улучшение ситуации в Казахстане связано, в большей степени с тем, что TI в 2009 году получила доступ к более детальным исследованиям во многих странах мира, что, снизив их рейтинги, позволило РК занять место выше.

Так или иначе, глава финансовой полиции считает данный рейтинг несправедливым. По его мнению, в таких рейтингах не различают уровни коррупции. «Сегодня речь идет о разных уровнях коррупции, есть системная коррупция на бытовом уровне, а есть коррупция на уровне международном. Ряд западных фирм в последние годы системно занимались подкупом должностных лиц в других государствах. Мы говорим – пусть сегодня назовут хотя бы одну казахстанскую компанию, которая занималась бы подкупом за рубежом должностных лиц, представителей правительства и госорганов. Так где же выше уровень общественной опасности – при бытовой коррупции или при подкупе должностных лиц на международной уровне?» – задался вопросом Кайрат Кожамжаров.

Впрочем, сравнения – палка о двух концах. На фоне западных видов коррупции, когда две крупные, обладающие равнозначно качественным товаром, технологическими мощностями и имиджем корпорации платят чиновникам за право приоритетного выхода на рынок или менеджерам за секретную информацию о политике соперника и его технологиях, казахстанская практика хищения бюджетных средств, направляемых на социальные нужды, «плата за ускорение» в госорганах заведомо опаснее для общества.

Рейтинг восприятия коррупции 2009 г.
Финпол не согласен с рейтингом
«Тем временем зарубежные партнеры призывают Казахстан активизировать борьбу с коррупцией. Республика приблизила национальную законодательную базу страны в области борьбы с коррупцией к мировым стандартам, что позволило стране участвовать в международных антикоррупционных инициативах и форумах», – признал глава центра ОБСЕ в Астане Александр Кельчевский. Теперь от РК ожидают ратификации Конвенций Совета Европы по борьбе с коррупцией, в чем центр ОБСЕ готов оказать нашей стране всяческое содействие.