После катастрофы в Мексиканском заливе Анкара приняла решение ужесточить правила транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы, что, в свою очередь, создаст существенные проблемы для экспорта казахстанской и российской нефти.
Правительство Турции уже давно пытается ограничить транзит нефтяных грузов через проливы.
1 июля в Стамбуле состоялась встреча министра энергетики Турции Танера Йылдыза и министра экологии Вейсела Эроглу с представителями нефтяных компаний. На совещание пригласили Chevron, Exxon Mobil и BP, а также российские ОАО «Транснефть» и ОАО «Роснефть», трейдеров Glencore, Vitol и Trafigura.
Турецкое правительство беспокоит то, что трафик нефтетанкеров в проливах чрезвычайно плотный (в самом узком месте ширина Босфора составляет всего 700 метров, при том что он пересекает многомиллионный Стамбул пополам). С началом добычи на новых каспийских проектах или положительными результатами разработки нефтяных месторождений в Черном море (работы ведут Chevron, Exxon Mobil, TPAO и Petrobras) перегруженность проливов может достигнуть пика.
Турция намерена сократить проходящее через проливы число танкеров и объем опасных грузов, которые они перевозят. На это отводится 3-4 года. Толчком к принятию этого решения стала экологическая катастрофа в Мексиканском заливе. По данным В.Эроглу, в проливах Босфор и Дарданеллы с 1995 года суммарный объем разливов составил около 115 тыс. тонн.
В настоящее время грузопоток нефти и нефтепродуктов через проливы превышает 100 млн тонн в год. В прошлом году через проливы прошло 51,7 тыс. судов, 80% из них, по словам министра экологии, используют устаревшие технологии.
В прошлом году наибольший объем казахстанской нефти был экспортирован по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – 27,5 млн тонн (от нефтеналивного терминала в Новороссийске идет курсом к проливам Босфор и Дарданеллы).
В обход России Казахстан поставлял свою нефть на мировой рынок по нефтепроводу «Баку–Тбилиси–Джейхан» (в начале года прокачка остановлена из-за того, что Азербайджан поднял пошлины на транзит), а также по железной дороге через порты Батуми, где нефтяной терминал принадлежит «КазМунайГазу», и Кулеви, принадлежащий Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР). Все эти маршруты проходят через пролив Босфор.
Как пояснили «Къ» в Минэнерго РК, Казахстан не высказывал по этому поводу особых беспокойств и в настоящее время предполагается, что Турция ограничит транспортировку, в результате чего танкерам придется дольше стоять в очереди. Судам запрещается проходить по этим проливам ночью, существует лимит на длину танкеров, введены строгие требования по наличию международной страховки.
Однако Турция может принять новые, более жесткие экологические меры в отношении танкеров. Несколько месяцев назад появился проект документа, который обязывал использовать все возможные маршруты, прежде чем направлять танкеры в турецкие проливы.
По данным SeaNews, турецкое правительство поддерживает проект нефтепровода «Черное море – Джейхан» по территории Турции. Стоимость проекта оценивается в $2 млрд, проект реализует консорциум во главе с ENI.
Альтернативу для транспортировки нефти танкерами представляет также проект «Бургас – Александруполис» и «Самсун-Джейхан».
По данным президента «Транснефти» Николая Токарева, слова которого цитирует «Интерфакс», стоимость транспортировки нефти через проливы составляет $4/т, по нефтепроводу «Бургас-Александруполис» расчетная стоимость – $7; для «Самсун-Джейхан» цифры пока нет, однако предварительные расчеты показывают, что она будет в три раза выше, чем транспортировка через проливы.
Разливы в БосфореКрупнейшие аварии танкеров в проливах имели место в 1979 г. (в результате столкновения румынского танкера Independenta с грузовым судном 65 тыс. т нефти попало в море, еще около 30 тыс. т сгорело в результате пожара) и в 1994 г. (кипрский танкер Nassia разлил 20 тыс. т нефти).