Новости

Альтернатива «Байконуру»

Россия делает конкретные шаги для ослабления своей космической зависимости от Казахстана. Об этом заявил премьер-министр Владимир Путин, сообщив, что правительство Российской Федерации выделит в течение трех ближайших лет $809 млн на начало строительства нового космодрома «Восточный».

Россия делает конкретные шаги для ослабления своей космической зависимости от Казахстана. Об этом заявил премьер-министр Владимир Путин, сообщив, что правительство Российской Федерации выделит в течение трех ближайших лет $809 млн на начало строительства нового космодрома «Восточный».

На совещании с руководством космической отрасли в РКК «Энергия» глава российского правительства отметил, что в текущем году на развитие российских космических программ выделено около $3,1 млрд. «Тем не менее нам нужны не только современные технологии и оборудование, но и новые космические объекты, такие, к примеру, как космодром «Восточный»», – заявил он, подчеркнув, что рассчитывает на то, что «Восточный» станет первым национальным космодромом гражданского назначения и гарантирует России полную независимость космической деятельности. На космодроме намечено строительство значительного количества объектов, среди которых Владимир Путин отметил пусковой стол, аэродром и завод по производству кислородно-азотных смесей для водородных ступеней. По его мнению, важным является то, что новый космодром обеспечит обслуживание фактически всех перспективных космических проектов, в том числе пилотируемой транспортной системы, средств выведения нового поколения и будущих межпланетных комплексов. «Кроме того, строительство и эксплуатация «Восточного» положительным образом скажутся на развитии промышленного потенциала Дальневосточного региона нашей страны, существенно повысят его инвестиционную привлекательность», – заметил глава российского правительства.

Директор «Роскосмоса» Анатолий Перминов утверждает, что при планировке «Восточного» специалисты отказываются от строительства большого количества объектов, как это делалось на «Байконуре». «Этого и не требуется, это будет небольшой, компактный, менее затратный, но современный технологический комплекс», – заявил он, сообщив, что непосредственно на строительстве будет занято от 5 до 12 тыс. человек, при этом количество может доходить и до 30 тыс.

Российские власти давно говорят о необходимости создания полноценного национального космического порта. На данный момент основным космодромом для российской космической отрасли является «Байконур». Однако постоянная тихая борьба с казахстанскими властями, заключающаяся в желании последних расширить свой контроль и получить дополнительные бонусы за использование космодрома, а также неизбежное устаревание «Байконура», заставляет Россию искать альтернативные пути. Возможно, таким образом россияне пытаются получить инструмент определенного давления на Казахстан, дав понять, что «Байконуру» можно найти альтернативу. Тем не менее глава «Казкосмоса» Талгат Аубакиров еще весной высказывал сомнение в том, что российские космодромы в Сибири смогут быть полноценной альтернативой «Байконуру», ссылаясь на определенные технические моменты. Тем не менее он все же настаивает на скорейших инвестициях в казахстанскую науку, подчеркивая, что возможность ухода россиян все же есть, и в таком случае Казахстан может внезапно оказаться один на один с устаревшей инфраструктурой без возможности самостоятельно ее сохранить и использовать. «Ничего неожиданного в решениях российского правительства действительно нет», – считает генеральный директор компании «Space Energy» Нурлан Аселкан. «Это политическая воля российского руководства по обеспечению своей космической независимости и с ней стоит считаться», – комментирует он «Къ». Однако, по его словам, изначально «Роскосмос» просил в 3 раза больше денег на начало строительства – порядка $2,5 млрд

Учитывая экономическую ситуацию в стране и мире, правительство РФ урезало запросы разработчиков проекта, что не может не сказаться на сроках строительства. «Планы, которые строит «Роскосмос» – первый запуск «Восточного» в 2015 году и полноценная эксплуатация в 2020 году, скорее всего, сдвинутся. Ведь строительство космодрома – весьма затратное дело, требующее порядка $15-20 млрд», – отмечает эксперт. Тем более перед запуском ракет с «Восточного» стоит ряд технических барьеров. Нынешние российские ракеты запускаются с использованием высокотоксичного топлива, на которое новый космодром не ориентирован, а строительство новых задерживается по ряду объективных и субъективных причин. Таким образом, россияне будут запускать накопившиеся ракетоносители до их окончания. В этом Нурлан Аселкан видит серьезную проблему. По его словам, Казахстан, недостаточно жестко настаивая на применении менее токсичных технологий, позволяет загрязнять свою экологию. «В действительности, число пусков с «Байконура» растет из года в год», – замечает он. Эксперт считает, что переживать за возможность ухода России с «Байконура» не стоит. «Это будет означать завершение федеральных программ. Но коммерческие запуски останутся. Многие международные компании заинтересованы в использовании казахстанского космодрома в коммерческих целях», – утверждает он. Однако здесь важна роль государства. Необходимо вкладывать деньги в науку и развитие инфраструктуры, а также создать благоприятный бизнес-климат, чтобы казахстанская космическая сфера была привлекательна для инвесторов.