На пике карьеры
Согласно результатам нового исследования «Эрнст энд Янг», в Европе не все финансовые директора стремятся стать генеральными, а рассматривают свою работу как призвание. В Казахстане также далеко не все из них номинируются на пост первого руководителя, но только по другим причинам.
Из 669 финансовых директоров компаний Европы, Ближнего Востока, Индии и Африки, опрошенных специалистами компании Economist Intelligence Unit по заказу «Эрнст энд Янг», 73% респондентов считают свою должность вершиной карьеры, и лишь 10% опрошенных мечтают стать генеральными директорами.
Кроме того, согласно результатам данного исследования, расширился спектр ответственности финансового директора: помимо решения основных финансовых вопросов, он получает достаточно широкие полномочия в области разработки корпоративной стратегии и осуществления бизнес-изменений. При этом многие респонденты отмечают высокую степень удовлетворенности от профессиональной деятельности.
«Сегодня принято считать, что любой перспективный финансовый директор стремится стать генеральным», – поясняет руководитель практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг в области повышения эффективности бизнеса компаниям финансового сектора в регионе EMEIA Пол Вуд. – Однако оказалось, что портрет финансового директора выглядит иначе. В настоящее время это люди, чей уникальный взгляд на бизнес позволил им продвинуться на позиции высшего звена, осваивающие новый стратегический функционал и считающие свое назначение на должность финансового директора вершиной успешной карьеры, а не промежуточным этапом на пути к креслу генерального директора», – говорит Вуд.
В то же время более 60% участников опроса указали, что за последние три года их статус на уровне организации повысился. Частично это обусловлено тем, что финансовые директора стремятся к более тесному взаимодействию финансовых служб с бизнесом. Помимо этого, в результате финансового кризиса возросли ожидания в отношении финансовых директоров, которые должны уметь видеть перспективу и поддерживать дисциплину для управления бизнесом.
Исследование также отмечает происшедший сдвиг в восприятии финансовой службы (в Европе, на Ближнем Востоке, Индии и Африке). Из подразделения, отвечавшего за сохранение бизнеса, финансовая служба превращается в его полноценного участника. Для многих финансовых директоров прямым доказательством этого является частота обращений менеджеров различных подразделений за консультациями по ключевым стратегическим вопросам. Чуть больше половины опрошенных финансовых директоров указали, что сегодня это уже обычная практика.
Кроме того, финансовые директора отметили прибавление новых функций в области операционной деятельности, преимущественно в службах ИТ и управления недвижимостью, что довольно естественно с учетом того, что финансовая дисциплина и управленческие навыки всегда являлись их сильными сторонами.
Почти две трети респондентов указали, что в настоящее время они взаимодействуют с общественностью от лица компании по всем финансовым вопросам, в том числе по эффективности деятельности, и приблизительно такое же количество опрошенных подтвердили, что после финансового кризиса приоритетной задачей финансового директора является укрепление доверия общественности в отношении финансовой надежности их бизнеса.
«Зачастую именно финансовых директоров номинируют на должность первого руководителя, так как в условиях финансового кризиса возрастает их степень вовлеченности в решение ключевых задач», – отмечает в разговоре с «Къ» вице-президент по финансам АО «Эйр Астана» Асхат Бейсенбаев. В качестве примера он приводит корпорацию Malaysian Airlines, в которой в данное время первым руководителем является бывший финансовый руководитель компании. Тем не менее, по мнению А. Бейсенбаева, в Казахстане в ответ на вопрос: «Финансовый директор – вершина карьеры, или промежуточный этап на пути к должности генерального директора?» скорее зависит от индивидуальных способностей конкретного финансового директора.
Бывает, что ему неинтересно или не по силам заниматься определенными сложными вопросами, с которыми сталкивается первый руководитель. Например, первый руководитель несет уголовную ответственность за нарушения в области охраны труда. Также, по словам вице-президента, необходимо принять во внимание, что в среднем в Казахстане уровень раскрытия информации гораздо ниже, чем в экономически развитых странах, это сказывается на прямом взаимодействии финансовых директоров с общественностью. При этом в Казахстане более «жесткая вертикаль власти», что не может не налагать определенных различий в статусе данных руководителей, а также в компенсации их труда.
«Для того чтобы стать успешным финансовым директором, нужно не только предварять в жизнь решения руководства, но и самому выступать инициатором проектов, которые могут принести пользу компании и способствовать ее материальному благополучию, – говорит Асхат Бейсенбаев. – Человек, занимающий вышеупомянутую должность, должен хорошо разбираться во многих аспектах деятельности компании и обладать всей полнотой информации, тем более что от этого может зависеть финансовый результат предприятия. Например, необходимо понимать, какие факторы влияют на доходы и расходы компании, а также поддерживать и контролировать высокую эффективность любых инвестиций, капитальных вложений компании или ее новых проектов. В решении данных непростых задач большую роль играет эффективное взаимодействие с руководителями других подразделений компании. Поэтому финансовый директор должен уметь быстро разрешать любые разногласия, которые могут возникнуть в процессе работы». – Также, по его словам, финансовый директор должен быть продвинутым риск-менеджером и должен уметь предвидеть любые риски и угрозы, способные помешать успешному достижению поставленных целей. Для устранения или уменьшения последствий рисков необходимо разработать детальный план. Как и любой другой руководитель, финансовый директор также должен быть эффективным менеджером, уметь вести за собой людей и обладать толикой харизмы. И, что тоже важно, он должен обладать сильным характером и авторитетом, чтобы сказать «нет», когда для него очевидно, что риски превышают допустимые нормы. При этом он также должен уметь отстаивать свою точку зрения, приводя неопровержимые доказательства. Когда финансовый директор достиг такого уровня, он готов к тому, чтобы быть номинированным на должность первого руководителя, если ему, конечно, захочется столкнуться с новым уровнем ответственности и сложности поставленных задач.
Портрет финансового директора в ЕвропеПо исследованию «Эрнст энд Янг», среднестатистический финансовый директор – это, чаще всего, мужчина с хорошим образованием и высоким уровнем мотивации; ему около 43 лет; большую часть жизни он проработал в финансовых службах; считает, что чуть менее шести лет – оптимальный срок пребывания в данной должности; как правило, имеет диплом в области финансов (29%), MBA (27%) или аттестат сертифицированного бухгалтера (27%).
Портрет финансового директора в КазахстанеПо данным HeadHunter, среднестатистический финансовый директор – это, чаще всего, женщина 3135 лет, не владеющая знаниями английского языка, с ожиданиями по заработной плате от 200 до 400 тыс. тенге.