Саммит глав государств ОБСЕ после одиннадцатилетнего перерыва пройдет в конце октября 2010 года в Астане. Об этом договорились министры иностранных дел организации на неформальной встрече в Алматы. Глава казахстанского МИДа Канат Саудабаев назвал предстоящее мероприятие настоятельной необходимостью, вызванной тектоническими изменениями в Европе и на Евразийском пространстве.
Похоже, титанические усилия казахстанского МИДа увенчались успехом. Еще в начале года возможность проведения саммита в столице Казахстана имела низкую вероятность – против этого выступали несколько государств. Одним из них был Узбекистан, не в интересах которого усиление позиций Казахстана в Центральной Азии. Согласие от него было получено в марте после личного визита президента Нурсултана Назарбаева в Ташкент.
США также хранили молчание, настаивая на освобождении от уголовного наказания Евгения Жовтиса.
Американцев главным образом смущала не слишком благоприятная, как они ее называли, «репутация Астаны в области демократизации», что осложняет задачу заручиться поддержкой в адрес этой масштабной инициативы.
Несмотря на это, Канат Саудабаев, проявляя невиданную активность в посещении столиц европейских государств, смог убедить зарубежных партнеров в необходимости проведения саммита в Казахстане. На прошлой неделе посетившая столицу канцлер ФРГ Ангела Меркель подтвердила возможность своего участия, а в Кабуле президент Афганистана Хамид Карзай принял приглашение Каната Саудабаева поучаствовать в саммите ОБСЕ.
По результатам последней неформальной встречи все участники подтвердили приверженность основополагающим принципам Хельсинского документа и оценили председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году как «весьма успешное и позитивное».
«С того момента, когда Казахстан был избран председателем ОБСЕ, складывалось впечатление, что целью председательства является проведение саммита стран-участниц», – утверждает известный политолог Досым Сатпаев. По его мнению, необходимость его проведения действительно назрела. Организация слаба, не имеет существенного влияния в мире, к тому же среди участников находятся страны с совершенно различным геополитическим положением и уровнем развития. ОБСЕ нуждается в реформе, чтобы более эффективно реагировать на болевые точки, имеющиеся сейчас в избытке. «Однако не стоит ждать, что после проведения саммита все кардинальным образом изменится. Конечно, ряд государств, в числе которых Казахстан и Россия, желают сменить формат и курс ОБСЕ, подкорректировать ее цели и средства. Но вряд ли получится добиться этого одномоментно», – считает эксперт. Встреча на высшем уровне – это все же внешнеполитический пиар страны. Тем более что никаких серьезных политических уступок казахстанской стороне делать не пришлось.
«Для западных государств по-прежнему играет роль принцип «нефть в обмен на демократию». И в то же время саммит ОБСЕ – не такое уж и важное мероприятие на фоне мировой политики. Это для нас оно – очень важное, и будет освещаться со всей силой. А для западных политиков – очередное совещание, приедут, выслушают доклады и отправятся по домам», – прокомментировал он «Къ». При этом Досым Сатпаев не согласен, что Казахстан в своих инициативах идет в фарватере России. «Главным лоббистом казахстанского председательства в Европе была Германия, которая постоянно обращает внимание соседей на Центральную Азию. Казахстанские власти даже старались откреститься от мнения, навязываемого российскими СМИ о прямой зависимости между российской позицией и казахстанским председательством», – утверждает он.