Новости

Ароматика с казахстанским лицом

Банк развития Казахстана (БРК) и Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) подписали генеральное кредитное соглашение на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА). Руководство КМГ утверждает, что проект имеет не только экономический, но и экологический смысл.

Банк развития Казахстана (БРК) и Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) подписали генеральное кредитное соглашение на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА). Руководство КМГ утверждает, что проект имеет не только экономический, но и экологический смысл.

В соответствии с подписанным соглашением БРК предоставляет АНПЗ кредитную линию на общую сумму $1,06 млрд сроком на 13 лет и льготным периодом по основной части долга в 3 года. Как говорит управляющий директор по переработке и маркетингу нефти АО «НК «КМГ» Данияр Тиесов, строительство КПА начнется в сентябре этого года. Срок окупаемости – 9-10 лет.

«С учетом объема капиталовложений, невысокой маржи, которая присутствуют на рынке нефтепереработки, думаю, это нормальный срок окупаемости для такого проекта», – отметил Данияр Тиесов. Однако, по его словам, на сроки принципиально повлияет поддержка правительства – повышение цен на переработку нефти на АНПЗ и включение туда инвестиционных составляющих.

По данным собеседника, мировой спрос на параксилол растет, поэтому наблюдается и закономерный рост цен на него. «Сейчас стоимость параксилола выше, чем высокооктанового бензина (в Казахстане розничная цена на высокооктановый бензин с 1 декабря 2009 года составляет 82 тенге – «Къ»). Но сегодня трудно давать прогнозы, какова будет его стоимость через 4 года», – пояснил Данияр Тиесов «Къ».

Вместе с тем, он отметил, что в ситуации, когда «спрос ведет к росту цен», Казахстан не должен раньше времени связывать себя рамками соглашений по будущим поставкам продукции. «Контракты на поставку мы должны заключать по факту начала производства, исходя из принципа выгодности ценового предложения», – считает он.

Напомним, интерес к проекту строительства КПА на Атырауском НПЗ проявляли несколько компаний, но на финишной прямой остались китайская Sinopec и японская Marubeni. Японцы оценивали реализацию проекта втрое дороже, чем корпорация из Китая: в $3,4 млрд, против $1,04 млрд. По словам Данияра Тиесова, все дело в том, что японская компания, в отличие от Sinopec, очень высоко оценила риски работы в Казахстане. «Мы сами были, если честно, в шоке, когда увидели их ценовое предложение», – признается топ-менеджер КМГ. Опровергает он и предположение некоторых НПО, что экономия достигнута за счет экологии: «все природоохранные мероприятия, которые закладываются по данному проекту, присутствовали в предложениях и китайской, и японской компании».

Существенным преимуществом китайского предложения явился и срок реализации проекта – 39 месяцев, против 54 месяцев, в которые собирались уложиться японцы. Заказчик утверждает, что Sinopec построит в срок и качественно, так как «им невыгодна ситуация, когда завод по каким-то причинам не будет работать рентабельно или закроется из-за экологических проблем».

Однако общественность и экологические организации Атырау считают проект экологически небезопасным. Они во главе с руководителем НПО «Арлан» Максом Бокаевым с осени прошлого года протестуют против строительства на территории АНПЗ комплекса по производству ароматических углеводородов. Данияр Тиесов утверждает, что КПА имеет прямую экологическую составляющую. В частности, из состава бензина убираются бензол (в настоящее время содержание бензола в бензине АНПЗ составляет от 5% до 7%, а после создания КПА уменьшится до 1% – «Къ»), параксилол, олефины. Внедрение современных технологий, например, установки улавливания паров, «предотвратит выбросы в атмосферу», а полигон по утилизации замазученных грунтов «на 95% сократит содержание нефтяных отходов». Генеральный директор ТОО АНПЗ Талгат Байтазиев отметил, что для снижения выбросов паров ароматических углеводородов при хранении предусмотрены резервуары с плавающей крышей под азотной подушкой. К тому же, чтобы исключить разлив ароматических углеводородов при возможных авариях, вокруг резервуаров сооружается замкнутая ограждающая железобетонная стенка, плюс внутри ограждающей стенки и под резервуарами предусмотрен противофильтрационный экран с защитным слоем из бетона.

Согласно договору по строительству КПА, общий объем казахстанского содержания составит 30% от $1 млрд 40 млн ($301 млн – «Къ»). Однако, по словам Данияра Тиесова, 30% – цифра условная. «Если оборудование закупается за рубежом, это одно. А когда доставка на место производится нашими железными дорогами, то есть транспортная составляющая, – это казахстанское содержание», – отметил он. По его словам важно, чтобы и сервисное обслуживание проекта производилось отечественными производителями ТРУ, а в строительстве принимали участие казахстанские рабочие. «В дальнейшем КМГ детально разберется в этом вопросе», – пообещал Данияр Тиесов.