Политика давит на вино

Опубликовано
На днях Россия обратилась к Беларуси и Казахстану с просьбой, учитывая законодательство ТС, принять меры по недопущению на российскую территорию винной продукции из Молдавии и Грузии, а также минеральной воды. Эксперты не считают, что от этой просьбы пострадает казахстанский бизнес, а также мало ожидают от Казахстана шагов, аналогичных российским, по отношению к этой
продукции.

На днях Россия обратилась к Беларуси и Казахстану с просьбой, учитывая законодательство ТС, принять меры по недопущению на российскую территорию винной продукции из Молдавии и Грузии, а также минеральной воды. Эксперты не считают, что от этой просьбы пострадает казахстанский бизнес, а также мало ожидают от Казахстана шагов, аналогичных российским, по отношению к этой
продукции.

Глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко уточнил, что это не означает, будто Россия навязывает свою волю Беларуси и Казахстану и ограничивает их права в использовании этих продуктов, но что Россия вправе потребовать принять исчерпывающие меры по недопущению данных товаров на российскую территорию.

Как сообщил «Къ» советник посольства Грузии в РК Малхаз Малашхиа, грузинские вина и минеральная вода ввозятся на территорию Казахстана исключительно для внутреннего рынка. Реэкспорт в третьи страны не осуществляется, соответственно, статистики по данному вопросу не существует.

Ежегодно на казахстанский рынок поступает около 1,5 млн бутылок грузинского вина разных сортов (10 брендов, которые импортируют в основном 6 крупных компаний – «Къ»). В то же время, по данным грузинского посольства, за 2009 год из Грузии в Казахстан было импортировано 7 млн бутылок минеральной воды «Боржоми», в текущем году планируется увеличить поставки до 8,5-9 млн бутылок.

«Посольство Грузии исключает возможность введения каких-либо ограничений на ввоз грузинских вин и минеральной воды в республику со стороны правительства Казахстана. Исходя из того, что теплые дружественные отношения между нашими странами развиваются в цивилизованном русле, страны привержены нормам международного права и обязательствам, взятым в рамках двусторонних отношений», – заявил Малхаз Малашхиа.

В компании Glen Company (импортирует в Казахстан грузинские вина Teliani Valley) «Къ» сказали, что они поставками грузинских вин в Россию не занимаются, предложений продавать партии на реэкспорт в Россию от российских предпринимателей также не поступало.

Да и по мнению некоторых экспертов, экономически это нецелесообразно. В частности, источник, близкий к отрасли, называет заявления Г. Онищенко «политикой чистой воды» и говорит, что и поставщики – не участники стран ТС без особых проблем ввозят грузинские вина в Россию.

Что касается молдавских вин, то очевидно, что для Молдавии Казахстан – растущий рынок. В 2008 году страна экспортировала в Казахстан продукции на $9,2 млн, а за январь-октябрь 2009 года уже на $12,5 млн, хотя в целом экспорт вина Молдавией за этот период 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года, сократился на 24%. Однако почти треть экспорта все же пришлась на долю России, куда поставлено продукции на $40,19 млн

Молдавские эксперты уже выразили в СМИ свою реакцию на российские просьбы. Причем их опасения связаны не столько с реэкспортом, сколько с возможным эмбарго.

Главный редактор молдавской газеты ECOnomist Влад Берку говорит, что виноделы прогнозировали возможность вмешательства РФ в экспорт молдавских вин в Беларусь и Казахстан. «Если данные страны согласятся с предложением России, то эмбарго очень сильно на нас повлияет, потому что Беларусь является вторым по величине рынком, куда экспортируется наша продукция, как и Казахстан, который представляет для Молдовы довольно большой рынок. Но в то же время я не верю, что Беларусь поддержит инициативу Москвы, принимая во внимание немного напряженные в последнее время отношения президента Лукашенко с Россией. Кроме того, до сих пор у нас не было прецедентов – данные страны никогда не предъявляли претензий к качеству молдавских вин», – считает он.

Эксперт из компании Expert-Grup Александр Опруненко оговаривается, что, скорее всего, Россия хочет запретить транзит молдавских грузов через территорию данных стран. Объясняется это, по его мнению, следующим: Россия не так строго следит за своей границей с Беларусью и Казахстаном, так как они находятся в одном таможенном сообществе, и, чтобы убедиться, что некоторые предприниматели Молдовы не попытаются провезти вина через эти страны, Россия разработала данные рекомендации.

Тем не менее вероятность протекционистских шагов Казахстана по отношению к своей винодельческой отрасли в последнее время растет, так как виноделие недавно было включено в «Дорожную карту 2020», и теперь отрасли будет оказываться господдержка.

История российских запретовВ марте 2006 г. Россия ввела запрет на ввоз и реализацию грузинских вин и минеральной воды, причиной которого было объявлено их несоответствие фитосанитарным нормам; аналогичные претензии были предъявлены к молдавским винам. С лета 2007 г. продукция более 40 молдавских винодельческих предприятий прошла санитарно­эпидемиологическую экспертизу для возобновления поставок в Россию. Винное эмбарго 2006 г. принесло молдавским виноделам убытки в $180 млн. В настоящее время поставки из Молдавии осуществляются ограниченно, через единственный пункт пропуска. А Грузия, хотя и расширила географию экспорта своих вин за истекшие годы, до сих пор не смогла компенсировать потери.

Читайте также