Казахстан отказался присоединиться к России и ввести запрет на экспорт своего зерна. Между тем Россия уже оценивает первые последствия своего решения об эмбарго.
О том, что Казахстан не планирует вводить ограничения на экспорт своего зерна даже в случае получения урожая ниже ожидаемого, заявил ответственный секретарь Министерства сельского хозяйства республики Евгений Аман.
«Введение экспорта нецелесообразно по простой технической причине: у нас нет боязни, что наш рынок оголится. В благоприятный период мы ежемесячно могли отгружать на экспорт до 700 тыс. тонн – это потенциально возможный объем отгрузки и сегодня. При экспортном потенциале в 7 млн тонн зерна и таких темпах экспорта мы сможем работать и работать», – пояснил ответсекретарь.
При этом Казахстан, по его словам, может увеличить экспорт своего зерна в Россию, которая «будет просить об ориентации казахстанского экспорта на российский рынок». К тому же многие эксперты видят хорошую возможность закрепиться и на других зарубежных рынках при временном отсутствии конкурента.
При этом не стоит ждать, что российское зерно хлынет в Казахстан и стране придется решать проблему еще большего экспорта своего собственного зерна.
Российский вице-премьер Игорь Шувалов уточнил, что запрет на экспорт распространяется на все страны, в том числе входящие в Таможенный союз. «Зерно должно оставаться в границах России до тех пор, пока правительство не примет другого решения», – сказал он.
Возможно, сильного давления на Казахстан со стороны России в вопросе присоединения к российской инициативе не будет. И. Шувалов отметил, что партнеры по Таможенному союзу не должны координировать свой экспорт зерна с Россией. «До формирования Единого экономического пространства у каждой страны есть суверенное право определять то, что касается экспортных операций».
Кроме того, правительство Казахстана и вовсе не получало официального предложения от России о введение запрета на экспорт зерна, о чем также сообщил Е. Аман.
Что касается последствий введения запрета на экспорт для самой России, то «уже сейчас, по прошествии трех-четырех дней после объявления о введении эмбарго на экспорт, заметна стабилизация цен на внутреннем рынке». Об этом заявил председатель комиссии РСПП по агропромышленному комплексу Иван Оболенцев. Он уверен, что резкий рост цен носил спекулятивный характер.
Тем не менее оппоненты данной меры правительства указывают на то, что из-за эмбарго Россия может потерять часть экспортных контрактов и закрыть один из важных каналов для сбыта. Основная задача, которая сейчас стоит перед Россией, – не растерять своих деловых партнеров. РСПП предлагает Минсельхозу и отраслевым союзам вступить в переговоры с торговыми партнерами, чтобы объяснить позицию России и сохранить отношения.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов считает, что внеэкономические меры приводят к обратным результатам. Те, у кого есть зерно, придержат его до нового года, а потом все равно продадут за границу. Оно хорошо хранится. Попутно вырастут цены и на внутреннем рынке. «Вспомните продразверстку при большевиках: как только вводится ограничение на зерно, производители начинают его прятать», – напоминает А. Голов.
По его мнению, оптимальный способ регулирования стоимости хлеба – продажа зерна из госрезерва. «Размеры его засекречены, но, скорее всего, власти скупили около 10% прошлогоднего урожая, а этого достаточно для того, чтобы не допустить резкого скачка цен на хлеб», – утверждает эксперт.
Вдобавок И. Оболенцев также признает, что в России цена на зерно мало влияет на отпускные цены животноводов и производителей продуктов питания.
(О тенденциях на рынке зерна и муки читайте в интервью с председателем Союза мукомолов Казахстана, главой компании Astana Group Нурланом Смагуловым в следующем номере).
Российское эмбаргоВ первом пункте Постановления №599 от 5 августа 2010 года «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации» говорится, что Россия с 15 августа по 31 декабря 2010 года устанавливает временный запрет на вывоз «пшеницы и меслина, ячменя, ржи, кукурузы, муки пшеничной или пшеничноржаной с территории Российской Федерации».