Реализация второй фазы освоения месторождения Кашаган была отсрочена еще на пять лет по просьбе консорциума NCOC. По его подсчетам, NCOC понесет неоправданно большие затраты, стараясь подготовить добычу к обещанному 2013 году. Аналитики указывают и на то, что перспективы рынка оставляют открытым вопрос о необходимости запуска второй очереди в первоначальные сроки.
27 июля группа из шести компаний-участниц Кашагана предоставила министру нефти и газа Сауату Мынбаеву информацию о том, что сроки реализации его второй фазы переносятся на горизонт 2018-2019 годов. Об этом сообщил президент компании «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин на заседании совета директоров Нацфонда «Самрук-Казына».
Несколькими днями позже министр нефти и газа пояснил, что перенос сроков освоения второй фазы на Кашагане связан, прежде всего, с сокращением затрат. «Безумные затраты для второй фазы не нужны. Мы хотим иметь рациональные затраты и имеем такие полномочия по контракту», – ответил он (доля КМГ в затратах соответствует доле в проекте и составляет 16,78% – «Къ») .
Министр также уточнил, что, соответственно, будут перенесены и сроки создания казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ), т.к. она будет строиться под вторую фазу.
Стоит отметить, что консорциум NCOC, прежде чем переносить сроки, для начала попытался экономить. Бюджет разработки Кашагана на 2010 год был сокращен до $7 млрд с запланированных $10 млрд. До принятия этого решения в июле прошлого года коррекция уже составила $1 млрд по просьбе NCOC. Ожидалось, что эти решения позволят Казахстану и участникам консорциума существенно снизить проектные затраты, соблюдая при этом утвержденные этапы разработки и согласованные временные рамки начала добычи нефти на месторождении.
Управляющий фондом «Финам Нефтегаз» УК «Финам Менеджмент» Роман Беседовский при этом считает, что тут не стоит говорить о том, что план оказался неэффективным – просто у участников проекта изменилось финансовое положение и, соответственно, возникла потребность в еще большей экономии средств. А перспективы рынка оставляют открытым вопрос о необходимости запуска второй очереди в первоначальные сроки. В любом случае, работы по проекту ведутся, и возможное изменение сроков не носит критического характера. «Было понятно, что участники попытаются еще урезать бюджет, но не ясно, пойдут ли они при этом на изменение сроков», – отметил он.
По оценке Беседовского, объем финансовых инвестиций, необходимый Кашагану для введения его в строй к 2018 году, составляет порядка $90 млрд.
Стоит сказать и о том, что между правительством и консорциумом существует договоренность о том, что если промышленная добыча на месторождении будет за пределами 31 декабря 2013 года, то расходы иностранных компаний Казахстаном компенсироваться не будут (затраты Казахстан должен возместить сырой нефтью – «Къ»).
Отсрочка КашаганаКонсорциум NCOC (в составе Shell, «КазМунайГаз», Eni, ExxonMobil, Total, ConocoPhillips, Inpex ) первоначально обещал обеспечить коммерческую добычу в 2008 году, позже срок был отодвинут на 2011 год. При согласовании сроков переноса Казахстан увеличил свою долю в проекте с 8% до 16,8% и добился выплаты роялти, которое в первоначальном соглашении отсутствовало. В конце июня был подписан еще один меморандум, по которому сроки промышленной добычи нефти перенесены на 2013 год.