Новости

Очередной бунт в казахстанской колонии

9 августа в колонии общего режима ЕЦ-166/25 в поселке Гранитный Акмолинской области произошел бунт осужденных, который был подавлен через два дня силами спецподразделений МВД, при этом двое заключенных сгорели заживо. Официальная версия причины беспорядков – требование послабления тюремного режима, однако существует предположение, что к заключенным применялись пытки.

9 августа в колонии общего режима ЕЦ-166/25 в поселке Гранитный Акмолинской области произошел бунт осужденных, который был подавлен через два дня силами спецподразделений МВД, при этом двое заключенных сгорели заживо. Официальная версия причины беспорядков – требование послабления тюремного режима, однако существует предположение, что к заключенным применялись пытки.

По словам официального представителя Генеральной прокуратуры Нурдаулета Суиндикова, на сегодня ситуация в колонии стабилизирована. «В период с 9 по 11 августа в ходе беспорядков погибли двое заключенных. По предварительным данным, смерть наступила от термических ожогов. Ранения различной степени получили 102 осужденных. 42 из них на сегодня находятся в медучреждениях, остальные после получения необходимой медпомощи были направлены к месту отбытия наказания», – отметил он.

Между тем, как сообщили «Къ» в пресс-службе Комитета уголовно-исправительной системы республики, на сегодня ДВД Акмолинсокй области возбуждено два уголовных дела по статье «Злостное неповиновение требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения», а также по факту нанесения телесных повреждении другим заключенным. «Сейчас правоохранительными органами проводятся следствия, по результатам которых будет дана оценка инициаторам и участникам этого незаконного акта», – отметил руководитель пресс-службы КУИС Галымжан Касенов.

Официальная причина бунта: заключенные требовали послабления режима содержания. По словам Нурдаулета Суиндикова, их требования были заведомо необоснованны, незаконны и невыполнимы.

С ним согласна руководитель общественной организации по защите прав осужденных «Луч надежды» Любовь Рубежанская. «Осужденные выдвигали требования об установке дополнительных таксофонов, круглосуточном просмотре телепередач, ликвидации активистов, разрешении акций протеста, высказывали нежелание работать на камнедробилке», – отметила она.

Однако, по словам члена республиканского общественного объединения «Талмас» Вадима Курамшина, причиной бунта стало неоправданное жестокое обращение с заключенными. «Эта колония является наглядной иллюстрацией бесчеловечного обращения с осужденными, которые подвергаются пыткам», – сказал он.

Факт, что в казахстанских тюрьмах, возможно, применяются пытки, подтвердила «Къ» и член Общественной наблюдательной комиссии по мониторингу соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях г. Алматы и Алматинской области Ардак Жанабилова. «В Казахстане возбуждено два уголовных дела по статье 347 УК РК (Принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны – «Къ»). Одно возбуждено в Алматинской области и уже передается в суд. Другое возбуждено в Акмолинской области по статье 347-1 УК РК «Пытки» и по статье 308 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий». Эти два дела лишний раз подтверждают, что в исправительных учреждениях пытки все-таки применяются», – отметила она. Комиссия намерена выехать в колонию поселка Гранитный и на месте определить – применяются или нет пытки конкретно в данной колонии.

Напомним, что по мнению специального докладчика ООН по противодействию пыткам Манфреда Новака, в Казахстане пытки широко распространены как на этапе следствия, так и в местах лишения свободы. Правозащитная организация «Международная амнистия» в апреле призвала страны Европы прекратить экстрадицию людей в те страны, в которых применяются пытки. «Лучший способ остановить пытки – это отказаться возвращать людей туда, где им могут причинить вред», – говорит эксперт организации «Международная амнистия» по вопросам борьбы с терроризмом и прав человека Джули Холл.

Именно по этой причине не подверглись в свое время экстрадиции Рахат Алиев, Мухтар Аблязов, Вероника Ефимова и другие лица, обвиняемые казахстанскими правоохранительными органами в преступлениях различной степени тяжести.