Согласно информации агентства Reuters, участники консорциума Karachaganak Petroleum Operating (KPO) договорились снизить свою долю в проекте Карачаганак и отказаться от 10% акций в пользу правительства Казахстана. В отличие от своих партнеров на снижение своей доли изначально не был согласен только Chevron. Организованная недавно проверка «Тенгизшевройл», где у американской компании 50% доли, предназначалась для того, чтобы инвестор пересмотрел свою позицию, убеждены на западе.
Reuters со ссылкой на источник, близкий к переговорам, сообщило о том, что 5% будут переданы государству взамен на отказ применения введенных недавно экспортных таможенных пошлин к KPO либо взамен на снижение Казахстаном своих исковых требований в $1,3 млрд. Еще 5% будут проданы за денежные средства.
В обсуждении условий продаж 19 июля, по данным источников агентства, участвовали ENI, BG Group, Chevron и «ЛУКОЙЛ». Окончательные переговоры по этому поводу якобы должны проходить осенью.
KPO на момент сдачи номера в печать на официальный запрос редакции ответа не предоставил. В компании «ЛУКОЙЛ» комментировать участие в переговорах отказались. Однако стоит отметить, что еще в начале года российская компания не собиралась сокращать свою долю, об этом заявлял глава компании Вагит Алекперов.
Вопрос об экспортных пошлинах и стал отправной точкой для переговоров КРО с правительством Казахстана о продаже доли в проекте (иск KPO на $1 млрд в международный арбитражный суд к правительству Казахстана-«Къ»). «Поэтому неудивительно, что пошлины явились одним из инструментов сделки», – говорит по этому поводу директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Morison International Александр Шток.
По его мнению, скорее всего, компании, входящие в консорциум КРО, снизят свои доли в пользу Казахстана пропорционально участию. В этом случае ENI и BG Group передадут Казахстану по 3,25% акций КРО, и их доли сократятся до 29,25%, Chevron передаст 2%, снизив свою долю до 18%, «ЛУКОЙЛ» отдаст 1,5%, и доля российской компании сократится до 13,5%.
По его оценке, стоимость проекта Карачаганак оценивается приблизительно в $10 млрд
Следовательно, 10% проекта стоят около $1 млрд.
По неофициальной информации известно, что в отличие от европейских партнеров не готов уменьшать свою долю американский Chevron.
Специальный корреспондент газеты «Уолл-стрит джорнал» по Кавказу, Центральной Азии Стив Левин при этом связывает недавние претензии казахстанских властей к «Тензишевройл» (ТШО) именно с возможностью давления на Chevron, где у него 50%-я доля.
«Казахстан решил вывести в бой «тяжелую артиллерию», нанеся удар по ключевому для компании нефтяному месторождению Тенгиз, обеспечивающему 13% ее общей добычи», – пишет он.
Напомним, в июне ТШО обвинили в нарушении условий контракта, а именно в том, что компания по глубине горного отвода заходит за пределы горизонта и таким образом незаконно добыла нефть на сумму более $1 млрд. В свою очередь, акционеры называли эти обвинения необоснованными.
Интересно то, что министр нефти и газа Сауат Мынбаев недавно признал, что в контракте с компанией ТШО не оговорена глубина добычи нефти. Об этом сообщило ИА «Новости-Казахстан» в понедельник, 16 августа.
«В контракте действительно не определен вопрос (насколько глубоко разрешена добыча нефти), его нужно обсуждать и к чему-то прийти», – цитирует слова министра информагентство. С. Мынбаев считает, что обсуждение этого вопроса не займет много времени у сторон. «Я не думаю, что это сильно затянется, надо просто упорядочить, и все», – добавил министр.
Спорили долгоBG и Eni в 2009 году направили в Лондонский арбитражный суд иск против правительства Казахстана на сумму более $1 млрд (поданый иск связан с возвратом денежных средств, ранее уплаченных в бюджет страны в качестве таможенной пошлины). Однако в дальнейшем они были вынуждены приостановить исковое заявление после того, как правительство Казахстана выдвинуло налоговые претензии на сумму более $700 млн и возбудило уголовные дела против руководителей KPO о мошенничестве в размере $1,3 млрд. KPO по этому поводу обратился в Международный арбитраж с иском против правительства Казахстана. Власти страны при этом не раз заявляли, что хотят войти в Карачаганакский проект.