Ранее, изучая вопрос опыта и роль мировых товарных бирж, мною был собран материал по этой теме, а также записано интервью с исполнительным директором по трейдингу «БТА Секьюритис» Дауреном Оразаевым для телепрограммы «Биржевой Спринт».
Самое крупное биржевое объединение в мире CME Group (Chicago Mercantile Exchange) – стало таким в результате слияния в июле 2007 года товарных бирж Chicago Mercantile Exchange и Chicago Board of Trade (CBOT). В марте 2008 года данная группа приобрела NYMEX Holdings, дочерней компанией, которой является New York Mercantile Exchange (NYMEX). На CME, CBOT и NYMEX торгуется широкий спектр фьючерсов и опционов по процентным ставкам, фондовым индексам, валютам, энергетике, агрикультурам, металлам, метеорологии и недвижимости. Более чем три четверти торгового объема происходит от сделок, совершенных в электронном виде через CME Globex. Данные биржи обслуживают клиентов из 80 стран по всему миру, предоставляя глобальную линейку продуктов для электронной торговли. Это колоссальный успех, к которому американцы шли столетиями.
Даурен Оразаев, исполнительный директор по трейдингу «БТА Секьюритис»:
«За рубежом, насколько мы знаем, большое количество бирж не только товарных, но и бирж, где обращаются производные финансовые инструменты на те или иные товары. Преимущества этих бирж неоспоримы, то есть очень большой оборот торгов по таким товарам как нефть, зерно, какие-то металлы. Торги этими товарами проходит через биржи, что в первую очередь делает ценообразование данными товарами более справедливыми».
Именно формирование прозрачных цен путем биржевых механизмов создает не только цивилизованную торговлю и рыночные индикаторы, но и деловой имидж страны в глазах иностранных участников. А у Казахстана огромный аграрный и сырьевой потенциал, который с каждым годом наращивает внешнеэкономические обороты. Эти сектора, как и во всех экономически развитых странах, являются наиболее приемлемыми для внедрения биржевой системы рынка.
Даурен Оразаев, исполнительный директор по трейдингу «БТА Секьюритис»:
«… если говорить о Казахстане, то в принципе у нас имеется очень большое количество товаров, которые могли бы обращаться на бирже, и давать возможность производителям и покупателям именно через биржу осуществлять сделки. … Когда существует большое количество продавцов на рынке и большое количество покупателей в одном месте, это позволяет максимально приблизить цену к справедливой».
Кроме торговых операций на наличном рынке или, как говорят биржевики, на спот рынке, товарная биржа, как правило, имеет производные инструменты, которые вполне соответствуют финансовым характеристикам и позволяют зарабатывать на различных стратегиях. Спекулянты выигрывают на ценовых колебаниях, арбитражеры — на стоимости базисного актива на спот и срочном рынках, а производители и потребители выберут для себя хеджирование.
Даурен Оразаев, исполнительный директор по трейдингу «БТА Секьюритис»:
«…Срочные товарные инструменты в первую очередь, если говорить о товарах-производителях, о тех лицах, которые непосредственно сталкиваются с покупкой, либо покупкой товаров для производственной необходимости, срочный рынок для них дает снижение рисков. То есть производители и потребители, они заранее могут приобрести товар, либо продать его по какой-то оговоренной заранее цене, ну и определиться с датой поставки этого товара. Конечно, срочный рынок можно разделить на поставочный и беспоставочный. И в зависимости от этого производители, в целом, участники товарного рынка, они могут застраховать свои риски своих базовых активов».
По статистическим данным, в Казахстане в 2009 году насчитывалось 26 товарных бирж, причем, только на 10 из них проводились реальные торги. Согласно, закону «О товарных биржах», вступившему в силу с начала года, право на осуществления деятельности биржевой торговлей, по состоянию на 1 марта 2010 года, имела только одна товарная биржа — ЕТС. Основные сделки, на ней проводятся по зерновым культурам.
Даурен Оразаев, исполнительный директор по трейдингу «БТА Секьюритис»:
«… я считаю, что развитие товарного рынка для Казахстана – это перспектива. То есть, понятно, что может пройти еще не один год, чтобы дойти до уровня тех же российских товарных бирж. Но, имея во-первых, широкую базу товаров самих, а также саму площадку – инфраструктуру этого рынка, мне кажется, в будущем мы увидим дополнительные инструменты на рынке ликвидных товаров».
Полный текст интервью http://www.ets.kz/a552/?nt=104