Главой АФН Еленой Бахмутовой был представлен законопроект, который значительно ужесточает возможности банковских конгломератов, а также ограничивает возможности владения акций банков. Участники рынка согласны, что эти изменения необходимы, однако утверждают, что они буду болезненными не только для банковского сектора.
В рамках данного проекта было предложено ввести ограничения в части влияния акционеров на банки, в соответствии с которыми ни одно лицо не может владеть прямо или косвенно более 25% акций банка, за исключением банковских холдингов и крупных участников.
«Данное ограничение нужно рынку, чтобы решения одного акционера не имели катастрофических последствий для экономики в целом. Однако в полной мере проблему можно решить только через агрессивное развитие фондового рынка, без него вряд ли скоро система придет к диверсификации акционерного капитала. Тем не менее АФН делает все возможное в своей компетенции для оздоровления ситуации в экономике в целом», – считает управляющий директор АО «Темiрбанк» Мухтар Беккали.
Ограничение акционерного капитала, вероятно, вызвано случаями злоупотребления владельцами банковской деятельности в личных целях, как это было с «БТА Банком».
Также будет установлен запрет банковским холдингам на участие в нефинансовых организациях. При этом Елена Бахмутова отметила, что для банков обязательным будет наличие банковского холдинга в случае владения ими дочерними и зависимыми финансовыми организациями.
Председатель правления АО «СК «Allianz Kazakhstan Жанар Калиева считает, что данные решения регулятора в первую очередь будут полезны для самой банковской системы республики. По словам председателя Allianz Kazakhstan, кризис отчетливо показал «обратную сторону медали» участия банковского капитала в различных небанковских предприятиях, выявив самую большую проблему такой политики – концентрацию связанных между собой рисков. Одна только строительная индустрия, сплотив вокруг себя все виды банковских, страховых, экономических, промышленных и других рисков, будучи напрямую аффилирована с банковскими холдингами, нанесла колоссальный ущерб банкам и государству в целом. Отказ банков от участия в капиталах других предприятий – это небыстрый и довольно болезненный процесс. Некоторые банковские холдинги так или иначе под разными прикрытиями, возможно, еще будут задействованы в бизнесе других предприятий. Но минимизация личной заинтересованности и выстраивание процесса принятия решения, основанного на принципах целесообразности и недопущения убытков банка, несомненно, позволит акционерам и менеджменту банка сконцентрировать свои усилия на развитии и совершенствовании банковской системы страны, а значит, и государство, и каждый из нас будут менее подвержены рискам финансового кризиса, – поясняет Жанар Калиева.
Следующее ограничение связано с вмешательством банков в операционную деятельность своих дочерних и зависимых организаций путем лимитирования числа их представителей в советах директоров этих организаций до одной третьей. Также будет установлен лимит для дочерних и зависимых организаций на приобретение акций родительского банка. Будет устанавливаться ограничение на инвестиции банков в финансовые организации в виде лимита в размере 10% от собственного капитала на каждую инвестицию, и в виде совокупного лимита на все инвестиции банка.
«Тем самым АФН хочет усилить институт независимых директоров. Данное решение на ситуацию коренным образом не повлияет, потому что независимые директора не являются независимыми в полном смысле этого слова, и акционер на их решения имеет существенное влияние. Эту задачу надо решать посредством развития рынка ценных бумаг. А независимость решений появится сама по себе, как только структура владения не будет сконцентрирована в одних руках», – рассказывает Мухтар Беккали.
Насколько вышерассмотренные изменения и дополнения в законодательстве необходимы и эффективны для финансового рынка нашей республики, сейчас судить очень сложно. Вопрос еще и в том, насколько сам рынок и его участники готовы к этому. Например, такие банки, как АО «БанкЦентрКредит», АО «АТФ Банк» решили воздержаться от комментариев по этому поводу. А вот АО «Казкоммерцбанк» напрямую участвует в обсуждении этого законопроекта и считает его в целом необходимым для оздоровления финансовой системы. «Мы надеемся на достижение разумного баланса регулирования между ужесточением надзора и развитием рынка», – поделилась с «Къ» пресс-служба АО «Казкоммерцбанк».
Также стоит отметить, что банковским холдингам предполагается установить адаптационный период до 1 января 2012 года, а по ограничению их инвестиционной деятельности – до 1 января 2013 года.
Однако изменения в Законе «О банковской деятельности» скажутся не только на банковском секторе, но и на других рынках. По этому поводу Жанар Калиева высказала мнение, что введение лимита на инвестиции банков в финансовые организации усложнит таким компаниям доступ к денежным ресурсам при необходимости капитализации. И вполне вероятно, что это на некоторое время снизит темп роста, например, страхового рынка. Строительные компании, пенсионные фонды, страховые, лизинговые компании должны будут больше рассчитывать на самих себя, на улучшение качества своей работы и будут вынуждены искать альтернативные решения, что в конечном итоге приведет к непременному развитию этих структур, к выявлению наиболее способных и сильных компаний. Не все смогут выстоять и добиться этого, и, наверняка, количество страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, а также самих банков уменьшится. Однако данная мера позволит каждой отдельной структуре выстраивать свое управление на принципах самоокупаемости и конкурентоспособности, так как, например, уравняет независимые и «кэптивные» страховые компании в отношении доступа к ресурсам – финансовым, клиентским, административным. Не стоит забывать, что в крупных развитых странах во главе финансовых холдингов стоят страховые компании – как истинные генераторы денег и институциональные инвесторы. Банки же являются оператором при финансировании реального сектора и населения, получая при этом свою комиссию.