Премии опережают выплаты

Опубликовано
Страховой рынок по итогам 7 месяцев текущего года демонстрирует положительную динамику роста. Однако компании видят в этом разные причины и констатируют свои факты.

Страховой рынок по итогам 7 месяцев текущего года демонстрирует положительную динамику роста. Однако компании видят в этом разные причины и констатируют свои факты.

Так, страховой рынок по итогам 7 месяцев текущего года демонстрирует положительную динамику. За указанный период страховыми компаниями было собрано более 94 млрд тенге, что на 11% больше показателей аналогичного периода прошлого года.

Как отметил председатель правления СК «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов, рост связан с тем, что в этом году были пролонгированы два крупных контракта в сырьевом секторе по добровольному имущественному страхованию, которые должны были быть заключены в прошлом году, один из них на сумму 6 млрд тенге.

Однако, управляющий директор АО «СК «Allianz Kazakhstan» Анна Рожкова считает рост неслучайным. По ее мнению, волна кризиса прошла, возросло участие государства в поддержке частных компаний. Очень много вкладывается в поддержку бизнеса, но при этом условием вливания денежных средств является их обеспечение от рисков, которые нельзя предусмотреть. Тут и вступают в дело страховые компании.

Также за 7 месяцев текущего года в целом по рынку страхования было собрано: по добровольному имущественному – 54,3 млрд тенге (отрицательный прирост -3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), по добровольному личному (без учета страхования жизни) – 10,8 млрд тенге (прирост 38%), по обязательному страхованию – 20,6 млрд тенге (прирост 22%). В частности, по обязательному страхованию отмечается значительный рост премий по ОГПО авто на 27%. Доля данного вида страхования в обязательных видах составляет около 60% (12,4 млрд тенге).

Очень хороший рост показывает добровольное личное страхование. По словам Анны Рожковой, большую долю в объеме личного страхования занимает добровольное медицинское страхование. Национальные компании, количество работников которых достигает десятков тыс. человек, закупили медицинское страхование. Обычно в кризисный и посткризисный периоды компании используют медицинское страхование как некую компенсацию работникам вместо повышения зарплаты или инструмент повышения лояльности сотрудников.

Также многие банки, выдав кредиты, в разгар кризиса либо не могли, либо просто не отслеживали возобновление страхового покрытия займов в последующие периоды. Сейчас же этот процесс значительно активизировался. Кроме того, необходимо учесть внесенные изменения в закон «Об обязательном страховании» ГПО ВТС в части увеличения страховых премий и внедрения системы бонус-малус. Это тоже повлияло на увеличение суммы собранных премий.

По словам Ергали Бегимбетова, в посткризисный период компании уделяют больше внимания традиционному страхованию, так как в этом виде страховщики сами управляют своим портфелем и по традиционным договорам страхования получают больше чистого дохода, добиваясь максимального объема чистых страховых премий. Фронтинг же не приносит такой постоянный и стабильный рост. Кроме того, компании теперь концентрируются в основном на МСБ, так как, по словам председателя, крупные риски имеют большую политическую зависимость. Этот бизнес является нестабильным, рост клиентов здесь зависит не от качества услуг, а от определенных политических решений, которые принимаются на данном уровне.

Вместе с тем страховые выплаты, в отличие от премий, демонстрируют некое падение. Объем страховых выплат на рынке страхования за минувшие семь месяцев составил 14,5 млрд тенге (из них non-life – 11, 79 млрд тенге), что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года меньше на 26,6 %.

Как отметил г-н Бегимбетов, казахстанский страховой рынок еще не развит с точки зрения вовлеченности всех участников. «В целом, если рынок стабилен, не должно быть таких скачков, как рост страховых премий и падение выплат, особенно с такой разницей. При росте премий на 11% не должно быть падения выплат на 26%, так как если сложить эти цифры, то получится очень большая разница», – говорит он.

Однако, как отмечает «Къ» Анна Рожкова, просто соотносить премии и выплаты по годам не совсем корректно, так как страховые выплаты – это отложенный во времени процесс, требующий рассмотрения и признания заявленных убытков страховыми случаями. На это могут уйти месяцы и годы, особенно если у страховщика недостаточно оснований для произведения выплат или есть установка «не платить». Было бы правильнее, по ее словам, сравнивать с ростом или падением резервов, так называемого РЗНУ – резерва заявленного, но не урегулированного убытка, который должен создаваться в компании сразу, как только поступило заявление на выплату. Также необходимо помнить, что страхование в Казахстане находится на начальном этапе развития, которому характерны опережение роста премий над уровнем выплат. «Рынок аккумулирует средства и капитал, чтобы впоследствии было чем отвечать за убытки без ущерба для финансовой устойчивости. И с годами уровень выплат будет расти. Сегодня в развитых странах уровень выплат в среднем составляет 60-70%, но к этому страны пришли после нескольких веков существования страхования и накопленных десятков млрд евро капитализации на одну компанию», – говорит эксперт.

Читайте также