Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) намерено провести очередную, четвертую по счету реформу лицензионно-разрешительной системы страны, в рамках которой будет сокращен 331 разрешительный документ из 1 015 действующих, при этом бизнесмены сэкономят 27 млрд тенге. Законопроект внесен в парламент.
Депутаты хоть и назвали документ концептуально правильным и нужным, но сделали ряд замечаний и предложили наряду с сокращением общего количества разрешительных документов ввести мораторий на разработку госорганами новых видов лицензий.
В целом на этом этапе реформирования МЭРТ планирует отменить 331 разрешительный документ из 1 015 действующих. Среди них 20 видов и 39 подвидов лицензируемой деятельности, 5 из 20 видов сертификации, 2 из 8 видов аккредитации, 44 из 131 вида разрешений, 134 из 184 согласований, 48 из 165 видов прочих документов.
При этом со слов вице-ми-нистра экономического развития и торговли Марата Кусаинова, документом предусмотрено внесение изменений и дополнений в 6 кодексов и 41 закон. При этом предполагается не только сокращение количества разрешительных документов, но и сужение круга субъектов, лицензируемых в рамках отдельного вида деятельности. «В случае принятия законопроекта в области сельского хозяйства, например, лицензироваться будут только те хлебоприемные и хлопкоприемные пункты, которые оказывают услуги по выдаче зерновых и хлопковых расписок», – сказал Марат Кусаинов. В области экологии лицензироваться будет только оказание услуг в области охраны окружающей среды и только для объектов 1-й категории, в то время как ранее лицензировались все четыре категории (согласно Экологическому кодексу, объекты в области охраны окружающей среды разделяются на 4 категории, к 1-й категории относятся объекты повышенной опасности – «Къ»).
Если же говорить о концептуальных изменениях, то их в законопроекте хоть и немного, но они, по мнению большинства депутатов, существенны. Так, вводится норма, согласно которой лицензиар будет обязан проверить предоставленный заявителем пакет документов на полноту и уведомить последнего в случае нехватки какой-либо бумаги в течение 2 дней. В противном случае лицензиар теряет право отказать заявителю в выдаче лицензии по этой причине, что довольно часто практикуется сейчас. «Вносимые поправки облегчат процедуру получения для предпринимателей и одновременно повысят ответственность госорганов», – отметил вице-министр. В случае непредоставления госорганом мотивированного отказа в выдаче лицензии в течение установленного срока (10 дней для МСБ, 30 – для остальных) разрешительный документ автоматически, то есть без письменного уведомления заявителя, как то было ранее, считается выданным, а процедура одобренной.
Но главное ноу-хау МЭРТ – исключение обязательности нотариального заверения предоставляемых в госорганы копий документов. Заявителю будет дано право выбора: либо предоставить нотариально заверенные копии документов, как это делается сейчас, либо предъявить простые копии, но с возможностью проведения их сверки с оригиналами.
Что касается остальных норм проекта закона (речь идет о принципах «одного окна» и «молчание – знак согласия»), то документом предусматривается расширение границ их действия на все государственные органы и на все разрешительные процедуры.
По словам Марата Кусаинова, реализация законопректа повлечет сокращение доходов местного бюджета в среднем по стране за один финансовый год на 300 млн тенге. При этом экономия временных и финансовых затрат предпринимателей оценивается в общую сумму порядка 27 млрд тенге.
«Закон хорош в том плане, что механически отсекается 32% лицензий и повышается ответственность госслужащих», – сказала «Къ» депутат Айгуль Соловьева.
Наряду с этим, мажилисмены предложили ввести мораторий на разработку и внедрение новых видов разрешительных документов. «Сейчас пытаемся уменьшить количество разрешительных документов. Но гарантированно, что завтра их число опять возрастет, потому что госорганами сегодня разрабатываются новые виды лицензии. Посему предлагаю ввести запрет на внедрение новых видов лицензирования сроком на 1-2 года», – сказал депутат Владимир Нехорошев.
Отношение самого бизнеса к законопроекту неоднозначное. Так, по мнению исполнительного директора Форума предпринимателей Казахстана Мунавары Палташевой, закон будет положительно встречен бизнес-сообществом. «Одно то, что будет отменена норма обязательной нотариальной заверки копий документов приведет наших бизнесменов в восторг: большие деньги сегодня уходят на оплату услуг нотариусов. А внедряемые законопроектом нормы касательно сроков рассмотрения лицензиарами документов заявителя позволят существенно сократить временные издержки бизнеса», – сказала она «Къ».
У президента независимой Ассоциации предпринимателей Талгата Акуова оптимизма поменьше. «Мы уже на протяжении ряда лет наблюдаем, как после дачи президентом или премьер-министром поручения по упрощению разрешительной системы получаем ее усложнение. Например, лет 8 назад было 500 разрешительных документов, но после соответствующего поручения на следующий год их стало 700. Это уже становится печальной тенденцией», – сказал Талгат Акуов «Къ». При этом собеседник газеты отметил, что все государственные меры по защите малого и среднего бизнеса, по улучшению бизнес-среды страны, по упрощению разрешительной системы будут до тех пор неэффективны, пока не будет создан отдельный государственный орган на примере Европы, Китая, Америки, который будет курировать, защищать и продвигать интересы МСБ. «Этот же госорган должен иметь право налагать вето на разработку госорганами новых видов лицензии. То есть инициатива должна исходить не от мажилисменов, а от бизнесменов», – сказал он «Къ».