Сакральный козел, или медитация номадов
В Алматы впервые прошел Международный фестиваль традиционного кукольного искусства «Ортеке-2010». Это раньше искусством управлять деревянным козликом-ортеке умели в каждом селении, сейчас мастеров – считанные единицы.
Ортеке – это фигурка горного козла, которая танцует по воле музыканта, играющего на домбре. К пальцам домбриста привязываются веревочки, другой их конец крепится к ножкам деревянной фигурки. Играя на домбре, музыкант приводит в движение козлика. Представить себе, как все это работает на практике, довольно сложно. Но стоит увидеть хотя бы раз, и ортеке непременно произведет сильное впечатление на зрителя любого возраста.
В ортеке органично соединяются звуки домбры, танец козлика, вокал музыканта-кукловода, да и сама фигурка может быть шедевром декоративно-прикладного искусства. Танец козлика может обрастать новыми «спецэффектами», в этом и состоит мастерство исполнителя.
Культуроведы приписывают ортеке сакральный смысл. Доктор искусствоведения Асия Мухаметжанова заявляет, что этот жанр непременно был связан с охотничьей магией. Входили ли в транс домбристы и зрители, наблюдавшие за пляшущим козликом? Да, вполне возможно. Сам по себе горный козел – тотемное животное, символ мужского плодородия. «Кюи высокого художественного уровня, исполняемые на домбре, – резюмирует искусствовед, – являлись практикой, с помощью которой кочевники медитировали, «открывали чакры». Зрелище завораживало серией однообразных движений деревянной фигурки. По личным впечатлениям автора, танцующий козлик действительно магически притягивает взгляд.
Приглашая мастеров ортеке на фестиваль, организаторы столкнулись с тем, что исполнителей в этом жанре практически не осталось. Лишь несколько представителей старшего поколения еще помнят, как правильно дергать за веревочки. Организатор фестиваля, директор Государственного театра кукол Мадениет Юсупов объяснил это «Къ» тем, что долгие годы жанр находился в забвении: «Мы с трудом нашли пять-шесть взрослых исполнителей, согласившихся выступить на фестивале. Однако позитивной тенденцией можно назвать то, что к древнему казахскому искусству стали проявлять интерес дети».
Так на сцене театра кукол, который принимал фестиваль, встретились соперники разных поколений. У каждого исполнителя можно было проследить свой стиль, свою манеру игры, эксклюзивных деревянных козликов, сделанных на заказ, оригинальный образ. Артисты демонстрировали, что козлика можно приводить в движение, играя не только на домбре, но также на шанкобызе, барабане и даже столь экзотическим звукоизвлечением, как щелканье по щекам.
Было заметно, что старшее поколение музыкантов выступало скорее для «галочки». А вот юные исполнители находят ортеке оригинальным жанром, который может производить впечатление на пресытившуюся развлечениями современную публику. Нургуль Акимгожина, руководитель детского фольклорно-этнографического ансамбля «Арнау», рассказала «Къ», что как только ее подопечные начали репетировать с ортеке, ансамбль тут же стали приглашать на различные выступления.
Бауржан Бекмуханбет, солист ансамбля «Туран», поведал, что участники коллектива, перебирали в памяти все казахские жанры, искали что-нибудь действительно оригинальное и вспомнили об ортеке: «Учимся всего несколько месяцев, буквально по книгам и у наших редких мастеров, которые сохранили это искусство. Ортеке мы показывали в Венгрии на большом курултае «Великая степь Туран», наше выступление там имело большой успех. Все удивлялись тому, как это работает». Музыканты «Турана» (выступление которых было самым эффектным на фестивале) рассказали, что хотели бы сделать из ортеке шоу: использовать подсветку, крутящуюся платформу, но при этом сохранить саму фигурку в традиционном стиле.
Интересно, что жанр ортеке практически не сохранился у других тюркских народов. Им увлекаются еще только у ближайших соседей – в Кыргызстане, причем там исполнитель может управлять не одной, а сразу несколькими фигурками. До сих пор ортеке остается загадочным, малоизученным искусством, которое, по мнению организаторов, может служить ключом к пониманию синкретичного кочевого искусства.