На этой неделе в прокат вышла картина «Я прихожу с дождем» вьетнамца Чан Ань Хуна – несколько мракобесный арт-триллер, в котором Джош Хартнетт разыскивает мессию под стенания Radiohead.
Вообще у нас есть повод для радости: благодаря кинокомпании Сinema Нotel Сorporation Казахстан стал одной из примерно десятка стран, где «Я прихожу с дождем» выходит в прокат. Определение «понравился – не понравился» к такому фильму не подойдет, однако он предлагает зрителю столь исключительное переживание, как, например, прогулка по подернутому вечерним туманом Гонконгу, в котором и происходят все события картины.
В середине 90-х Чан Ань Хун, получивший кинообразование и вид на жительство во Франции, считался одной из главных надежд мирового кинематографа. Его дебютная лента «Аромат зеленой папайи» получила «Золотую камеру» за лучшую режиссуру в Канне и премию «Сезар», следующая работа – «Рикша» – «Золотого льва» Венецианского фестиваля. Третий фильм Чан Ань Хуна, «Вертикальный луч солнца», хотя и снискал доброжелательные отзывы специалистов, но, по сути, не имел ни фестивальной, ни прокатной судьбы. На долгие десять лет режиссер исчез с кинематографического небосклона, чтобы вернуться к зрителям с чрезвычайно странной картиной «Я прихожу с дождем».
Формально это триллер в его азиатском варианте, и поклонники жанра опознают его жесткую стилистику уже с первых кадров, когда некий коренастый герой, как позже выяснится, серийный убийца, будет хладнокровно избивать бейсбольной битой субтильного полицейского агента Клайна (Джош Хартнетт). Как развивались их отношения в следующие несколько часов – зритель узнает позже, а пока становится известно, что в связи с ухудшением психического здоровья Клайн уходит из полиции и становится частным детективом. Очередное задание приводит его в Гонконг. Здесь он ищет некоего пропавшего без вести Шитао. Ходят слухи, что парня убили, но тот воскрес. А позже выясняется, что действительно некий Шитао лечит всех страждущих наложением рук.
Избиение битой и внезапно появляющиеся стигматы у главного героя – только начало, крови в фильме и дальше прольется немало. Каждый последующий эпизод фильма у значительной части зрителей будет вызывать раздражение. Чан Ань Хун, нарушая все законы криминального боевика, отказывается от линейного действия, намеренно путает карты, рассказывая одновременно несколько историй. «Я прихожу с дождем» из тех фильмов, которые ставят в тупик уже на этапе определения жанра. С одной стороны, это неонуар: частный детектив с темной тайной в прошлом, маньяк, мафия – все на местах. С другой, это мистическая драма, в которой христианские метафоры и библейские аллюзии столь же красивы, сколь и навязчивы.
Так или иначе, такой режиссуры в жанровом кино давно не встречалось. Французский вьетнамец собирает фильм из такого сора, и о том, что это религиозная притча, догадываешься только ближе к концу повествования. А после многократных попыток понять замысел режиссера оставляешь это и просто присваиваешь кино приставку «арт-».