Нашли крайнего
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предлагает на законодательном уровне наделить правительство правом на установление предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары. Но депутаты и бизнес-сообщество называют эти меры необдуманными и недоработанными.
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предлагает на законодательном уровне наделить правительство правом на установление предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары. Но депутаты и бизнес-сообщество называют эти меры необдуманными и недоработанными.
По словам министра экономического развития и торговли Жанар Айтжановой, при заключении договоров о поставке социально значимых продовольственных товаров размер предельно допустимой надбавки должен быть установлен в обязательном порядке. «Сделка, совершенная с нарушением данного требования, считается недействительной. Это то, что изменяется сейчас данным документом. Предельный потолок для торговой наценки 30%. Но если в течение 30 дней идет систематическое повышение цен на 30% и более, то правительство будет применять жесткие меры по отношению к данным торговым предприятиям и оперативно принимать решения по снижению цен», – отметила она.
При этом мониторинг розничных цен будет проводить Минсельхоз совместно с МЭРТ. В то же время, по словам Жанар Айтжановой, «правительство в рамках постановления установит перечень социально значимых товаров».
Кроме того, представленным законопроектом предусмат-ривается введение административной ответственности как за превышение размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продтовары, так и за ограничение доступа товаров в торговые сети или крупные торговые объекты. «Введение данных норм вызвано тем, что на внутреннем продовольственном рынке имели место случаи органичения доступа отдельных товаров к крупным местным торговым сетям», – уточнила глава МЭРТ.
Однако озвученные министром нововведения не удовлетворили депутатов мажилиса. По их мнению, неразумно в цепочке: производитель – оптовый реализатор – розничный реализатор – регулировать цену в конечном пункте, при этом оставить без внимания первые два. «Почему в цепочке цено-
образования вырвана цена оптовиков? Почему политику образования розничных цен регулируют на уровне закона (проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования торговой деятельности» – «Къ»), а цену оптовиков – на уровне постановления правительства?», – негодуют мажилисмены.
В свою очередь Жанар Айтжанова, отвечая на вопрос депутатов, сослалась на невозможность осуществить мониторинг оптовых цен. «В рознице цена растет до 50% от той цены, которая установлена оптовиком. Кроме того, розничную цену как-то возможно проконтролировать. Но узнать, по какой цене оптовый поставщик завозит в розничную точку продукцию, практически невозможно», – сказала министр.
Но и у представителей бизнеса законопроект вызывает недоумение. В частности заместитель гендиректора АО Vita (еще полгода назад – крупнейший производитель растительного масла в Казахстане, сейчас предприятие простаивает из-за закрытия финансирования банками в связи с претензиями Финпола – «Къ») Петр Потапов, считает меру, предлагаемую правительством очень противоречивой. «По логике, если и вводить регулирование цен на социально значимые товары (к которым относится и масло), то на всех этапах производства. Если производитель делает продукцию из местного сырья, то надо вычленить этих поставщиков и установить предельную цену на их сырье», – сказал он.
В то же время собеседник «Къ» отметил, что любое вмешательство приводит и к позитивным, и к негативным последствиям. Так, по его мнению, регуляция цены на сырье ударит именно по отечественным поставщикам и увеличит долю импортеров. Кроме того, бизнесмен уверен, что найдутся обходные пути, которые позволят избежать контроля.
Кроме того, П. Потапов отметил, что в масложировой отрасли все производители давно отказались от услуг оптовиков-посредников и создали свои дочерние дистрибьютерские компании. «Наценка нашей дистрибьютерской компании была на уровне 15% – только чтобы покрыть ее расходы. На базарах розничная наценка также была минимальной – 5 тенге, или 3-4%. В супермаркетах наценка уже 20-30%, но это не значит, что надо регулировать цены в супермаркетах. Они предоставляют сервис на уровне своей наценки, а покупатель уже сам делает выбор, где ему покупать», – сказал он «Къ».
Что касается цены на хлеб, то председатель Союза мукомолов Нурлан Смагулов в недавнем интервью «Къ» говорил о необходимости субсидирования мукомолов и хлебопеков для сдерживания цен в стране. «Цены на зерно растут, и это не может не отразиться на цене конечного продукта, а мукомолов и хлебопеков обвиняют в ценовых сговорах на муку и на хлеб», – сказал он «Къ».
Президент «Аралтуз» Бауыржан Саркытбаев считает, что цену на такой социально значимый продукт, как соль, вообще не надо регулировать. «В этом сегменте конкуренция достаточно развита. Потолка цен на соль, который устанавливает государство, в данный момент нет. Сам рынок не дает поднять цены: есть импорт, есть местное производство, и цены будут всегда держаться на уровне 25 тенге за пачку в розницу», – сказал он.
Между тем список уже есть
Премьер-министр Карим Масимов 1 марта 2010 года подписал постановление правительства, в котором был утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров. В частности, в перечень включены: пшеничная мука первого сорта, пшеничный хлеб, макаронные изделия, крупы (гречневая, овсяная, манная, перловая, пшенная), рис, картофель, овощи (морковь, репчатый лук, свекла, капуста), сахар, растительное масло, мясо (говядина, баранина, мясо птицы), молоко, кефир, творог, сыр, сливочное масло, яйца, соль и чай.