Новости

Алматы постоял за Doing Business

По версии IFC и Всемирного банка, Казахстан за последний год добился наибольших успехов в мире по темпам реформирования законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, переместившись за 3 года на 15 пунктов вверх, с 74-го на 59-е место среди 183 стран. Следует, однако, учесть, что рейтинг Doing Business исследовал ситуацию лишь в самом большом городе страны и не оценивал такие аспекты бизнес-практики, как коррупция и квалификация рабочей силы.

По версии IFC и Всемирного банка, Казахстан за последний год добился наибольших успехов в мире по темпам реформирования законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, переместившись за 3 года на 15 пунктов вверх, с 74-го на 59-е место среди 183 стран. Следует, однако, учесть, что рейтинг Doing Business исследовал ситуацию лишь в самом большом городе страны и не оценивал такие аспекты бизнес-практики, как коррупция и квалификация рабочей силы.

Тем не менее это тоже успех, который был вчера презентован в Астане с участием вице-премьера Ербола Орынбаева и регионального директора Всемирного банка по Центральной Азии Моту Кониши, а на прошлой неделе по этому поводу прошла видеоконференция с Вашингтоном в алматинском офисе Всемирного банка. Стоить отметить, что именно этот рейтинг, после неуспеха с Индексом глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ), включен в Стратегический план развития РК до 2020 года, утвержденный в этом году указом президента. В нем ставится цель к 2020 году войти в первую 50-ку Doing Business (правда, там почему-то это называется рейтингом конкурентоспособности, хотя это исследование не оценивает такие важные условия конкурентоспособности, как макроэкономическая стабильность, коррупция, квалификация рабочей силы и нормы регулирования финансовых рынков). Судя по нынешним темпам (72-е место в 2008 году, 63-е – в 2009 и 50-е – теперь), планка будет взята досрочно.

В нынешнем докладе ВБ «Ведение бизнеса 2011: улучшение условий для предпринимателей» говорится, что Казахстан за последний год значительно улучшил законодательство, регулирующее создание предприятий, получение разрешений на строительство, защиту прав и интересов инвесторов и международную торговлю. Ведущий автор проекта Doing Business Светлана Багаудинова (Вашингтон) сообщила, что именно Казахстан в 2009 году наиболее последовательно и поступательно реформировал свое бизнес-законодательство. Здесь, считают аналитики ВБ, стало легче создать компанию; улучшилась защита прав миноритариев за счет более полного раскрытия информации о заключенных сделках в годовых отчетах компаний; активно внедряется электронное правительство; упрощен процесс ведения строительства за счет введения системы «одного окна». Относительно последнего Светлана Багаудинова разъяснила, что это относится именно к «малому строительству», подразумевающему возведение одно- и двухэтажных зданий, при этом большие строительные проекты рассматриваются более пристально, что положительно оценивается экспертами. Следует отметить, что Doing Business концентрируется именно на условиях для местного бизнеса и не рассматривает условия для иностранных инвесторов.

На вопрос «Къ», достаточно ли этот рейтинг учитывает естественное в постсоветских республиках расхождение между законодательством и практикой, Светлана Багаудинова сообщила, что у Doing Business устоявшийся круг респондентов в частном секторе (более 50 глав компаний, юридических агентств, занимающихся регистрацией бизнеса и т.д.). Респонденты в госорганах составляют лишь 20%. «Казахстан действительно делает большие успехи, у него есть долгосрочная программа, правительство консультируется с предпринимателями, но, несмотря на проведенные реформы, есть еще большое поле деятельности», – резюмировала она «Къ».

И тем не менее, по большому счету, Doing Business – рейтинг не столько Казахстана, сколько Алматы, потому что реальная ситуация исследуется только в этом городе. «События вне города не отражаются в рейтинге», – признает Светлана Багаудинова. В шымкентской или атырауской глубинке (да хоть бы и в алматинской) практический бизнес-климат, возможно, не столь прогрессивен.
В целом же трансформация экономик постсоветских стран вызывает у международных экономистов почти академический интерес. Их удивляет, что бывшие республики Советского Союза, вышедшие из единой регуляторной системы, за 20 лет достигли такого разброса – от 12-го места у Грузии до 150-го у Узбекистана. Среди стран, вошедших в десятку стран, в наибольшей степени улучшивших регуляторную среду для бизнеса за последний год, также находится Таджикистан (139-е место). Россия опустилась на 7 позиций вниз – с 116-го на 123-е место. Литва в этом году вошла в группу первых 25 стран, улучшив показатели в 5 из 9 областей, оцениваемых исследованием (больше, чем любая другая страна), присоединившись к уже находящимся там Эстонии, Латвии и Грузии.

Наилучшие результаты у Грузии. Так, по количеству компаний на душу населения (13 на 100 человек) эта страна достигла уровня Малайзии и Сингапура. Благодаря этому цены на продукцию и услуги МСБ упали на 2%, а в ВВП добавилось 0,2%, налоговые сборы выросли с $1 млрд в 2001 году до $7 млрд в 2007 году.

Как считали Doing Business содержит анализ нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий в стране на протяжении всего их жизненного цикла, включая создание компании и ведение деятельности, международную торговлю, уплату налогов и ликвидацию.

Спасибо кризисуФинансовый кризис стимулировал новый подъем активности. За последний год 21 из 25 стран Восточной Европы и Центральной Азии усовершенствовали регулирование предпринимательской деятельности для местных компаний. На этот регион пришлась половина реформ, связанных с совершенствованием процедур банкротства. В Казахстане последние изменения в Закон «О банкротстве» были внесены 02.04.2010 года.