20% экономических преступлений подвергнутся декриминализации, по остальным предлагается ввести наказание, не связанное с лишением свободы. Об этом в ходе презентации проекта Закона «О дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усилении гарантий законности в уголовном процессе» в мажилисе парламента заявил первый заместитель генерального прокурора Иоганн Меркель. Однако по статье «Лжепредпринимательство» консенсус с бизнес-средой не достигнут.
В рамках законопроекта декриминализации с исключением из Уголовного кодекса и одновременным переводом в разряд административных правонарушений подвергаются 19 составов преступлений (СП). В том числе ст. 197 «Злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов», ст. 198 «Заведомо ложная реклама», ст. 201 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов». А также ст. 223 «Обман потребителей», ст. 225 «Регистрация незаконных сделок по природопользованию» и ст. 227-1 «Неправомерное изменение идентификационного кода абонентского устройства сотовой связи, устройства идентификации абонента, а также создание, использование, распространение программ для изменения идентификационного кода абонентского устройства».
Новый вид наказания – возложение обязанности загладить причиненный вред – вводится по 40 составам преступления, тогда как ограничение свободы – по 118.
Кроме того, по словам первого заместителя генпрокурора Иоганна Меркеля, законопроектом предлагается осуществить снижение сроков лишения свободы в 16 СП. В частности, по ст. 196-2 «Монополистическая деятельность» и ст. 215-1 «Неправомерные действия при банкротстве» срок лишения свободы предлагается снизить с 5 до 3 лет.
«Параллельно мы предлагаем предусмотреть освобождение от уголовной ответственности в случаях, когда лицо добровольно в полном объеме возместило причиненный вред в случае нарушения порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и учетно-контрольными марками (ст. 208), а также за нарушение законодательства республики о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (статья 218)», – сказал Иоганн Меркель.
По его словам, данный закон будет иметь обратную силу. «С принятием законопроекта осужденные ранее лица получат право на смягчение наказания. К примеру, если человек был приговорен к лишению свободы, а мы этим законопроектом лишение свободы убрали, то приговор будет пересмотрен», – сказал он «Къ».
Бизнес-сообщество представленный генпрокуратурой документ оценивает положительно. «Даже в том виде, в котором он внесен в мажилис, – это уже большой шаг вперед: документ позволит существенно облегчить деятельность бизнеса в нашей стране. Мы внесли свои предложения, депутаты готовы нас поддержать», – сообщил «Къ» председатель правления Союза «Атамекен» Азат Перуашев.
При этом он отметил, что Союз «Атамекен» предлагает декриминализировать 21 сос-тав преступления из 77 пре-дусмотренных в сфере экономической деятельности. Кроме того, 15 СП перевести в Кодекс об административных правонарушениях (ранее в рамках Законопроекта «О внесении изменений и дополнений в УК и Кодекс об административных правонарушениях», разработанном специальной экспертной группой из числа ученых-юристов при участии «Атамекен» в Кодекс об административных нарушениях предлагалось перевести 4 статьи. Подробнее см. на www.kursiv.kz).
Также Союз предлагает исключить лишение свободы как наказание из санкции всех экономических преступлений небольшой и средней тяжести (это касается 85% правонарушений, предусмотренных действующим УК).
В то же время «Атамекен» предлагает 6 СП исключить из правовой сферы (ранее было заявлено о 9 статях – «Къ»), в том числе статью о лжепредпринимательстве. «Практические все правонарушения, которые включены в эту статью, предусмотрены другими статьями УК РК, поэтому мы предлагаем исключить его из Уголовного кодекса», – сказал он.
С ним солидарен депутат мажилиса Владимир Нехорошев. «Я намерен в рабочую группу ввести предложение об исключении статьи 192 УК «Лжепредпринимательство», – сказал он «Къ».
Однако позиция Генпрокуратуры и Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью относительно данной статьи твердая: первые предлагают лишь снизить срок лишения свободы с 5 до 3 лет, вторые выступают вообще против изменений в этой статье УК, опасаясь масштабного отмывания денег через «обнальные» фирмы.