Новости

Нет уж, увольте

Государственных служащих, занимающих особо подверженные коррупции посты, необходимо тестировать на детекторе лжи и в случае отрицательного результата – увольнять. С такой инициативой выступил депутат сената Оралбай Абдыкаримов.

Государственных служащих, занимающих особо подверженные коррупции посты, необходимо тестировать на детекторе лжи и в случае отрицательного результата – увольнять. С такой инициативой выступил депутат сената Оралбай Абдыкаримов.

4 ноября в Астане в рамках международной научно-практической конференции «Успешное противодействие коррупции – важнейшее условие дальнейшего устойчивого развития и экономического процветания Казахстана» Оралбай Абдыкаримов, являющийся также председателем республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при партии «Нур Отан», озвучил ряд инициатив, направленных на искоренение коррупции в рядах государственных служащих. По его словам, в Казахстане назрела необходимость разработки нового закона «О борьбе с коррупцией».

Во-первых, правительству предложено составить перечень государственных должностей, наиболее подверженных коррупции. К ним будут предъявлены более строгие требования по приему и прохождению службы. Более того, к некоторым государственным должностям будут предъявляться особые методы проверки, в числе которых – тестирование на полиграфе на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства. По мнению сенатора, госслужащие, не прошедшие тест или провалившие его, должны быть немедленно уволены.

Также, для противодействия кровно-родственному протекционизму предлагается сформировать единую электронную базу данных, содержащую информацию о карьерном росте должностных лиц. Открытость такой информации, считает Оралбай Абдыкаримов, позволит снизить уровень конфликта интересов в экономической жизни страны и повысит доверие граждан к кадровой политике государства. Помимо этого, «Нур Отан» будет добиваться обязательной публикации в СМИ деклараций о доходах государственных служащих и членов их семей.

Ныне действующий Кодекс чести государственного служащего содержит рекомендательную норму, в соответствии с которой руководитель государственного органа, назначивший на должность сотрудника, уличенного в коррупционном преступлении, несет моральную ответственность и должен подать в отставку. В новом законе Оралбай Абдыкаримов предлагает ввести обязательную норму, в соответствии с которой непосредственный начальник коррупционера должен уходить в отставку.

Сами государственные органы уже составляют списки коррупционеров в своих рядах. Так, председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) Кайрат Кожамжаров заявил, что в его ведомстве есть перечень неблагонадежных сотрудников, формируемый на основании жалоб предпринимателей, а также проводимых служебных расследований. Такие работники находятся под особым контролем руководства финпола и первыми подпадают под сокращение в случае административной реформы, предусматривающей сокращение штатов.

Идея определения «группы риска» наиболее подверженных коррупции должностей в государственном аппарате своевременна и поможет не только повысить эффективность контроля государственных служащих, но и будет эффективной превентивной мерой, считает заместитель директора Института модернизации государственного управления Академии государственного управления при президенте РК Асхат Бейсембаев. «Вместе с тем, необходимо создать специальные условия для таких должностей, чтобы не оттолкнуть потенциальных госслужащих, называя указанные посты «потенциально подверженными коррупции», и упредить возможные правонарушения. Это могут быть, например, улучшенные финансовые условия, что практикуется в наиболее успешных мировых моделях систем государственной службы», – комментирует он «Къ».

Лидер партии «Ак Жол» Алихан Байменов считает, что предложения имели бы смысл, если бы власть предприняла ряд других обязательных и первоочередных мер по борьбе с коррупцией. В частности, он предлагает ввести всеобщее обязательное декларирование доходов, принять новую редакцию закона об административных процедурах, четко разграничить полномочия между правоохранительными органами. «При этом очевидно, что Генпрокуратура не должна заниматься координацией деятельности правоохранительных органов, так как в соответствии с Конституцией ее задачей является высший надзор за законностью», – комментирует он «Къ». Помимо этого, политик предлагает изучить грузинский опыт антикоррупционной борьбы, по его мнению, наиболее успешный на постсоветском пространстве. Нежелание делать вышеперечисленные шаги может привести к таким экзотическим мерам, как тестирование на детекторе лжи, что само по себе является признанием бессилия в борьбе с коррупцией, считает Алихан Байменов.

Чистка рядовВ 2009 году в Казахстане к дисциплинарной ответственности за деяния, создающие почву для коррупции, были привлечены около 420 государственных служащих. В 2010 году этот показатель уже превысил планку в 470 человек.