Новости

«У нас достаточный аппетит, чтобы занять большую долю на рынке смартфонов»

Рынок мобильных устройств является одним из наиболее быстро растущих в мире, а также одним из наиболее меняющихся. Среди производителей сотовых телефонов идут настоящие войны за рынки смартфонов, при этом разработки становятся все более высокотехнологичными, что нередко требует сотрудничества с мировыми IT-гигантами. Об опыте Nokia в мире и в Казахстане «Къ» рассказал глава представительства Nokia в странах юга СНГ Карел Голуб.

Рынок мобильных устройств является одним из наиболее быстро растущих в мире, а также одним из наиболее меняющихся. Среди производителей сотовых телефонов идут настоящие войны за рынки смартфонов, при этом разработки становятся все более высокотехнологичными, что нередко требует сотрудничества с мировыми IT-гигантами. Об опыте Nokia в мире и в Казахстане «Къ» рассказал глава представительства Nokia в странах юга СНГ Карел Голуб.

— Карел, флагманский магазин Apple на Риджент стрит, где продается дефицитный iPhone 4G, осаждается толпами покупателей. Есть ли сейчас у Nokia продукт, который пользуется таким же ажиотажным спросом? Может быть, вы прогнозируете такой спрос на некий продукт Nokia, который готов к выходу на рынок?

— Мы уже имеем такой продукт – это смартфон Nokia N8, который недавно был выпущен на рынок. Этот продукт широко доступен для потребителей во всех магазинах, а это значит, что покупателям нет необходимости толпиться у определенного магазина, чтобы приобрести его.

— Nokia открыла флагманский магазин в Рамсторе (Алматы). Планируется ли еще открытие таких магазинов, и какая цель на них возложена?

— Целью открытия флагманского магазина было создание единого «окна» на всю продукцию Nokia для потребителей Казахстана. Мы хотели увидеть уровень интереса казахстанских покупателей к нашей продукции, в частности, как мы можем развивать и предлагать наши продукты. На самом деле, у нас уже был магазин Nokia в Алматы, но в другом месте. Отличие нового магазина в том, что здесь можно не только купить мобильные устройства, но и получить консультацию по сервисам Ovi .

— Какие перспективы магазина Ovi вы видите в нашей стране, где очень широко развито пиратство, и покупать что-либо люди просто не привыкли?

— Мы информируем наших покупателей о приложениях, доступных через магазин Ovi, начиная с прошлого года, и можем сказать, что в Казахстане различные приложения пользуются таким же огромным спросом, как и в других странах. Если говорить о преимуществах магазина Ovi, то, во-первых, в нем предлагаются приложения, полностью интегрированные с устройством, и потребителю не нужно выходить в Интернет и искать совместимые с его телефоном приложения: все доступные приложения подобраны непосредственно для его телефона. Другой плюс − в магазине Ovi потребитель сразу видит все возможные для скачивания приложения для данного телефона, а также наиболее рекомендуемые, и может получить их сразу при покупке телефона, что очень удобно. То есть мы продаем сервис, который делает телефон каждого клиента уникальным.

— Каковы объемы продаж приложений магазина Ovi сейчас у Nokia в Казахстане?

— Всего три года назад мы решили внедрять сервисы Ovi − это то, что мы раньше не делали. Мы не раскрываем точные цифры, но могу сказать, что спрос на приложения стремительно растет. Поэтому мы стараемся и дальше развивать это направление. К примеру, раньше мы не предлагали навигационную карту Казахстана, теперь, если покупатель приобретает устройство с GPS, ему становится доступна картографическая информация и об Алматы, и о других городах и странах. Мы активно работаем с сервис-провайдерами, операторами и разработчиками над новыми приложениями. И в итоге смогли выбрать такой формат работы с приложениями, как магазин Ovi , потому что увидели необходимость потребителей в новых интегрированных приложениях. Сейчас мы предлагаем устройства на основе обновленной платформы Symbian, такие как Nokia N8, C6-01, C7, Е7, которые имеют еще больше возможностей для интеграции с приложениями.

— Недавно свою, очень удобную, платформу для смартфонов под названием Android выпустил Google. Некоторые аналитики считают, что Nokia сменила CEO (в сентябре вместо Оли-Пекки Каласвуо на пост заступил Стивен Илоп) именно потому, что на компанию стали сильно «давить» в плане конкуренции Apple и Google. Компания уже придумала, что противопоставить конкурентам?

— Мы делаем ставку на обновленную операционную систему Symbian, которая с каждым годом предлагает все больше для того, чтобы улучшить опыт, получаемый потребителями.

— В последние два года Nokia дважды проводила реструктуризацию, теперь в компании есть два отдела — отвечающий за смартфоны, и другой – за сотовые телефоны в недорогом сегменте. Для чего это сделано? Правда ли, что Nokia отказалась от среднего ценового сегмента? Все же в Казахстане этот уровень цен самый востребованный….

— Рынок мобильной связи — очень молодая, но и очень быстроменяющаяся индустрия, и сейчас мы двигаемся от того, чтобы быть производителями телефонов, к тому, чтобы быть производителями сервисов и решений для потребителей. Если взглянуть на рынок в ретроспективе, то раньше сотовые телефоны были инструментом совершения звонков и написания sms, потом появились mms. А сейчас мы имеем смартфоны, функционал которых намного богаче и шире, где уже есть доступ к электронной почте, интернету и социальным сетям.
И все же в мире сейчас более 2 млрд человек впервые собираются воспользоваться сотовым телефоном. В соответствии с этим у нас два подхода к потребителям. Мы намерены привлечь потребителей, которые только собираются воспользоваться сотовым телефоном – это очень обширный рынок, причем потребителей таких стран, как Китай и Индия, заинтересуют, скорее всего, именно недорогие устройства.
С другой стороны, для опытных, искушенных пользователей мы предлагаем смартфоны. Мы видим огромный спрос и этой стороны, видим, как стремительно растет рынок смартфонов. Именно поэтому мы сфокусированы именно на этих двух группах потребителей.
При всем этом, Nokia − глобальная компания, которая нацелена на развитие локального бизнеса в каждой стране. Мы очень привержены казахстанскому рынку. И наша стратегия, и наши действия здесь не изменятся. Компания развивает рынки стран Юга СНГ с учетом специфики каждой из них и предлагает определенные модели для каждого рынка.
В Казахстане представлена вся ценовая линейка сотовых телефонов – от самых недорогих до сегмента «премиум». Например, Nokia 1280 – один из самых недорогих телефонов, Nokia 6700 − находится в середине ценового сегмента, а для покупателей, заинтересованных в более дорогих устройствах, мы предлагаем, например, Nokia 8800. То же самое можно сказать о ценах на смартфоны. Один из самых недорогих – Nokia Х3, недавно также вышла новая модель – С6-01, а одни из самых дорогих и многофункциональных смартфонов – Nokia N900 и Nokia N8.

— Как отличается спрос на продукты Nokia в Казахстане от общемирового? Что у компании покупают больше всего в Америке и Европе и что в Казахстане?

— Я бы сказал, что разницы между поведением казахстанских потребителей и потребителей США и Европы нет, когда речь идет о новых моделях, особенно о моделях смартфонов с сенсорными экранами. Спрос так же велик, и мы видим очень большой интерес казахстанцев к новым моделям, к новым трендам.
Если говорить об интересе к каким-то конкретным моделям, то стоит сказать, что в Казахстане факт покупки зависит от личных предпочтений покупателя, а также от маркетинговых мероприятий компаний. За рубежом, например в США, очень многое зависит от мобильных операторов. Мобильные операторы там предлагают уже готовые решения для потребителей, и они могут влиять на отношение потребителей к определенным моделям. То есть в США и в Европе производители зависят от операторов, и работают как партнеры над разработкой новых интерфейсов для потребителей.

— Рынок смартфонов растет очень быстро − на 50% в год, а рынок мобильных телефонов за год вырос на 13,8%. Какова доля рынка Nokia по смартфонам и какова по мобильным телефонам в мире и в Казахстане?

— Если говорить о Казахстане, то тенденция растущего спроса на смартфоны в Казахстане присутствует и не отличается от общемировой. В Казахстане, где проникновение сотовой связи достигло 100%, уже почти нет людей, которые собираются впервые использовать сотовый телефон. Поэтому здесь и растет интерес к таким продвинутым устройствам, как смартфоны. Если говорить о рынке других стран юга СНГ, таких например, как Узбекистан, то мы видим, что там интерес к мобильным телефонам намного больше, чем интерес к смартфонам, потому что в Узбекистане до сих пор много людей, у которых нет сотовых телефонов.
Я могу подтвердить, что рынок смартфонов в глобальном масштабе растет, но если учитывать масштабные «молодые рынки», где многие купят сотовый телефон впервые, то можно сказать, что спрос на смартфоны растет не так уж и быстро, если смотреть не на рост в процентах, а оценивать объемы продаж.
Сколько процентов рынка Казахстана занимают смартфоны, и какова доля Nokia в этом сегменте, я не отвечу, так как это информация для внутреннего пользования в компании. Могу только сказать, что с каждым днем смартфонов продается все больше, однако в общем объеме продаж мы видим, что сотовые телефоны все же доминируют над смартфонами.
Что касается нашей доли на мировом рынке − уже продано 200 млн устройств на Symbian-платформе, и каждый день к ним прибавляется еще 300 тыс. проданных устройств.

— Смартфоны занимают пока 19% от рынка. По вашим прогнозам, сколько процентов рынка они будут занимать через год, два, три? Вы оцениваете рынок смартфонов как рынок будущего для Nokia и рынка мобильных телефонов в целом, или уже сейчас можно сказать, что лидерство на рынке займет нечто другое?

— Мое личное мнение – расти будет именно рынок смартфонов, потому что спрос на них появляется, когда человек использует свой второй или третий телефон.
Если вы сравните нашу молодую индустрию с индустрией производства электрической энергии, которая за последние сто лет просто неузнаваемо изменилась, то сейчас очень трудно предсказать, что будет популярно через некоторое время. Могу лишь сказать, что потребитель становится все более и более требовательным к функциональности устройств.

— Правда ли, что Nokia неуверенно себя чувствует на рынке смартфонов? Какую долю на этом рынке компания планирует занимать в дальнейшем, и, в частности, планирует ли компания усилить свои позиции на рынке touch screen?

— Мы чувствуем себя уверенно. У нас есть достаточный аппетит, чтобы занять большую долю на этом рынке. Недавно на ежегодной конференции Nokia World 2010 мы анонсировали несколько замечательных девайсов: Nokia С7 – прекрасная сенсорная модель на основе обновленной Symbian, Nokia N8, которая была анонсирована ранее, Nokia Е7 – это уникальный бизнес-смартфон, который объединяет touch screen и QWERTY-клавиатуру.

— А как насчет N900?

— Он уже давно на рынке, это девайс на основе новой операционной системы Maemo/MeeGo. У него возможности как у маленького ноутбука. Ранее в этом году Nokia объявила о своем стратегическом сотрудничестве с Intel по разработке операционной системы MeeGo не только для мобильных, но и для других устройств.

— Не тяжело ли Nokia конкурировать в сегменте таких высокотехнологичных разработок, как смартфоны, в связи с тем, что это финская компания? В Финляндии довольно большая налоговая и социальная нагрузка на бизнес…

— Каждая глобальная компания изначально базируется в какой-то определенной стране. У Nokia замечательная большая история заводов в Финляндии. К тому же сейчас у нас много заводов и представительств по всему миру. Компания представлена на бирже в Нью-Йорке и Финляндии. Nokia – это глобальная компания с локальным подходом, и мы производим устройства не только для финских потребителей, но и для потребителей других стран.

— Если рассматривать весь рынок мобильных телефонов, а не только смартфонов, то Nokia сохраняет лидерство. Как удается удерживать лидерство?

— Так как индустрия новая, очень много новых компаний приходит на этот рынок. И мы сфокусированы на том, чтобы предоставить потребителям супер-опыт. Под этим я понимаю простой пользовательский интерфейс не только для потребителей в развитых странах, у которых уже был мобильный телефон, но и для потребителей в развивающихся странах, которые возможно еще не умеют читать. Мы привержены тому, чтобы укреплять сотрудничество с другими компаниями для того, чтобы удерживать лидерство на рынке смартфонов. Помимо того что мы работаем в партнерстве с Intel, мы также сотрудничаем с Microsoft и совместно разрабатываем приложения для устройств на платформе Symbian. Также мы сотрудничаем с Facebook для того чтобы интегрировать Facebook в мобильные устройства Nokia. Наш слоган: «Соединяя людей», и мы готовы соединять людей с тем, что важно для них, предлагая для этого готовые интегрированные решения.

— Недавно компания произвела массовое сокращение персонала. Компания намерена достичь каких-то конкретных целей с помощью этого, или сокращение − просто способ пережить «трудные времена»?

— Это сокращения, которые произошли в отделе Symbian, но они никак не связаны со стратегией компании по ОС Symbian. Мы по-прежнему привержены этой платформе.

— Вы ожидаете внедрения 3G и 4G в Казахстане? Как это повлияет на развитие Nokia в Казахстане?

— Мы оставляем решение этого вопроса сотовым операторам, им предстоит решить, когда наступит оптимальный момент для появления 3-4G на рынке. Мы не лоббируем ускорение этого процесса, так как сфокусированы на своем сегменте бизнеса. Тем не менее, у нас есть уже много моделей телефонов на рынке Казахстана, которые поддерживают 3G. И как только операторы запустят 3G, обладатели телефонов Nokia будут среди первых, кто сможет опробовать новую технологию.
И все же появление 3G – это, скорее, эволюция, чем революция, по сравнению с тем моментом, когда появились GSM и CDMA. 3G − это эволюционирующий GSM. Поэтому я не ожидаю резкого роста продаж смартфонов при появлении 3G в Казахстане. С другой стороны, у нас есть целое семейство приложений для Nokia, которые станут очень актуальными при наличии 3G.

— Со временем доля «серого» и «черного» импорта телефонов Nokia в Казахстане снижается или повышается? Кроме того, потребители в РК часто ищут заводские телефоны Nokia с маркировкой «made in Finland» и избегают телефонов «made in China». Правда ли, что они чем-то отличаются?

— Как я говорил ранее, мы очень привержены казахстанскому рынку, мы хотим не только продавать мобильные телефоны и смартфоны, но также убедиться в том, что их использование происходит на должном уровне. Это значит, что мы создаем телефоны специально для казахстанского рынка: к ним прилагается инструкция на казахском языке, есть меню на казахском языке, поддержка сервисной службы, недавно мы запустили карты Казахстана и работаем с местными разработчиками и Интернет-компаниями для того, чтобы предлагать все больше и больше сервисов с локальным контентом. Из-за того, что рядом находится Китай, на рынке Казахстана очень много поддельных телефонов Nokia. Они выглядят как Nokia, там есть название нашего бренда, но если это подделка, то ее легко «опознать» − в поддельном телефоне нет ничего сделанного специально для Казахстана, что я перечислил выше.
Мы работаем с представителями властей Казахстана, чтобы предотвратить продажу таких устройств. И мы очень стараемся разъяснить потребителям, как можно отличить наш настоящий телефон от поддельного.
Телефоны, которые были завезены в Казахстан не через официальных дистрибьюторов, также не имеют инструкции и приложений на казахском и русском языках, не имеют официальной гарантии, которая предлагается официальными дистрибьюторами. Но в целом мы не останавливаем тех предпринимателей, которые завозят «серые телефоны», для нас основная проблема в «черном» рынке – рынке поддельных телефонов.
Что касается телефонов, произведенных на заводах Nokia в Финляндии и в Китае – у компании есть несколько заводов по всему миру, и все они отвечают строгим требованиям, касающихся качества и процесса производства. Девайсы, которые были произведены в Европе, на китайских заводах и в Индии ничем между собой не различаются. Тем не менее, мы видим, что некоторые предприниматели в Казахстане меняют наклейки, для того, чтобы сделать вид, что телефон был произведен в Европе.

— Легко ли вести бизнес в Казахстане? Как вы оцениваете здешний бизнес-климат?

— Казахстан – это молодая страна, которая развивается очень быстро. Я приехал из Чешской Республики, и я вижу, что темпы улучшений и развития здесь гораздо быстрее, чем в Центральной Европе. В Казахстане видна честная и открытая поддержка в ведении бизнеса, потому что законы в стране были приняты как бы «с чистого листа», на рыночных и общих основаниях, без «наследия прошлого». Например, в Чешской республике, которой было к чему возвращаться, если бы нынешняя система не сработала, мы могли вернуться к законам, которые были приняты до Второй мировой войны.

— Каким телефоном пользуетесь Вы?

— Я влюбился в Nokia N8. До этого у меня был Nokia Е72 с QWERTY-клавиатурой, и для меня стало интересным опытом перейти на полностью сенсорное устройство. 12-мегапиксельная камера позволяет делать хорошие снимки, а социальные сети в моем телефоне позволяют постоянно быть на связи с друзьями и коллегами в Чехии и во всем мире.