Новости

ЕЭП быстрого приготовления

Вчера в Петербурге начала свою работу Комиссия Таможенного союза (КТС). Помимо текущих вопросов, в ходе ее работы будут обсуждаться проекты соглашений между Казахстаном, Россией и Беларусью, которые должны лечь в основу правовой базы создания ЕЭП. До конца года страны-участницы планируют подписать первый блок документов из 20 соглашений.

Вчера в Петербурге начала свою работу Комиссия Таможенного союза (КТС). Помимо текущих вопросов, в ходе ее работы будут обсуждаться проекты соглашений между Казахстаном, Россией и Беларусью, которые должны лечь в основу правовой базы создания ЕЭП. До конца года страны-участницы планируют подписать первый блок документов из 20 соглашений.

Однако в Министерстве экономики и торговли «Къ» не смогли предоставить тексты соглашений, сославшись на отсутствие информации. В то же время ряд проектов соглашений размещен в свободном доступе на сайте Министерства экономического развития России, и 16 ноября министр МЭРТ России Эльвира Набиулина начала по ним консультации с российским бизнесом, проведя конференцию с членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Напомним, что весной этого года лидерами стран ТС было объявлено, что первый пакет документов по ЕЭП из 20 соглашений будет подписан до конца этого года, а само Единое экономическое пространство начнет функционировать с 1 января 2012 года. На прошлой неделе Минэкономразвития России обнародовало проекты 11 соглашений из этого списка. Из опубликованных текстов понятно, что соглашения находятся на разной степени проработки. Так, проект соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства содержит пометку: «консолидированный проект, подготовлен российской стороной, в трехстороннем формате не обсуждался», однако включает в себя и белорусские предложения. Часть же, как соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах-участниках ЕЭП, содержит информацию о разногласиях сторон. А часть, такие, как соглашения по вопросам доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, железнодорожного транспорта, в сфере организации, управления и функционирования общего рынка нефти, нефтепродуктов, а также в сфере транспортировки газа еще находятся в стадии разработки.

В целом, исходя из документов, предполагается, что ключевым наднациональным органом ЕЭП станет КТС, а разрешать возникшие противоречия предполагается в Экономическом суде ЕвраЗЭС, который должен будет базироваться, исходя из ранее достигнутых договоренностей, в Астане.
Как заявила на встрече в РСПП Эльвира Набиулина, ЕЭП – это и гармонизация национальных экономических законодательств, и унификация некоторых норм, и даже появление норм прямого действия на всем пространстве трех стран.

Что касается базового, и, по-видимому, наиболее проработанного соглашения о согласованной макроэкономической политике, стороны не будут переходить на единую валюту, однако будут жестко согласовывать основные макроэкономические параметры (цену за баррель нефти сорта Брент, курс национальной валюты к паре доллар/евро, темпы развития мировой экономики), которые используются при разработке официальных прогнозов социально-экономического развития. Кроме того, предполагается ограничение бюджетного дефицита до 3% к ВВП. В настоящее время ни Россия, ни Казахстан не выдерживают этого параметра, поскольку дефицит бюджета Казахстана в текущем году равен 4,6%, В России он еще выше. Говорить о дефиците бюджета Беларуси сложно ввиду относительной закрытости ее экономики.

Кроме этого, предполагается ограничить размер госдолга 50% от ВВП, а уровень инфляции не должен превышать более чем на 5% уровень инфляции участника ЕЭП с наименьшим ростом цен. То есть, если брать за нижний уровень казахстанский показатель на это год 6-8%, то остальные участники соглашения не могут превысить 11-13%-й барьер.

«В принципе, мы не видим проблем в этом соглашении», – сказал «Къ» на условиях анонимности источник в Министерстве финансов Казахстана, – «Единственный вопрос который был – это дефицит бюджета, однако мы и сами снижаем до 2,8% в 2011 году и до 1,5% в 2013 году. Что касается госдолга, то здесь у нас огромные резервы. (По состоянию на октябрь 2010 года госдолг составлял 16,4% К ВВП – «Къ»)».

Разночтения могут быть при определении такого базового параметра как цена на нефть. Бюджетные планировки в Казахстане на 2011-13 годы посчитаны, исходя из $65 за баррель, тогда как Россия закладывает в 2011 году $78. «У нас все нефтяные доходы идут в Нацфонд, а из него поступает гарантированный трансферт, величина которого уже определена на ближайшие три года (1,2 трлн тенге – прим. «Къ»). Поэтому особых проблем здесь нет», – сказали «Къ» в Минфине.

По отраслевым соглашениям, скорее всего, развернется жаркая дискуссия. Прежде всего, это касается соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, которым предполагается отрегулировать порядок предоставления госдотаций, а так же вопросы, связанные с различными формами товарных интервенций. Казахстан, несомненно, выскажет свою позицию по поводу того, что в белорусском варианте субсидирование транспортных расходов при экспорте предложено отнести к «мерам наиболее искажающим взаимную торговлю», и сторона, допускающая такие действия, должна будет выплачивать компенсацию.

Схожая ситуация и с проектом единых правил предоставления промышленных субсидий. Он вводит понятие «запрещенной субсидии», в числе которых, например, внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортеров, налоговые льготы экспортерам, субсидирование ставок экспортных кредитов, занижение цен на энергоносители для экспортных отраслей.

«Мы рассчитываем урегулировать данные вопросы в блоке соглашений, направленных на выработку единых принципов и правил конкуренции в рамках ЕЭП, включая соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий, соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, соглашение о государственных закупках», – заявила Эльвира Набиулина. Пока правительство Казахстана ведет переговоры в «полузакрытом» режиме, его российские коллеги активно обсуждают ситуацию с бизнесом. Так, на встрече в РСПП Эльвира Набиулина заявила, что поскольку передача КТС полномочий по соблюдению единых правил конкуренции (запрета на антиконкурентные соглашения, контроля за злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением) предполагается приблизительно через 2-2,5 года, «в предстоящий период необходимо осуществлять мониторинг за слияниями и поглощениями компаний в ключевых секторах экономики Беларуси и Казахстана и не препятствовать процессам концентрации в пока еще слабо конкурентоспособных секторах российской экономики». По ее оценкам, риски для российских производителей возникают на рынках сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей, где белорусские производители обладают высокой конкурентоспособностью, а также на рынках ряда отдельных цветных металлов в первичных формах, где ряд важных конкурентных преимуществ имеет Казахстан (доступные и дешевые собственные сырьевые ресурсы, низкие затраты на природоохранные мероприятия). «Казахстан последовательно переходит от экспорта преимущественно рудного сырья к экспорту рафинированного металла, и в этом качестве становится все более серьезным конкурентом нашим производителям не только на рынке ТС, но и на рынках третьих стран. В данной ситуации российские инвестиции в цветную металлургию Казахстана позволили бы избежать нерациональной конкуренции между российскими и казахскими компаниями на внешних рынках и осуществлять совместные проекты», – советует своему бизнесу российский министр.

Первый пулВ пакет ЕЭП, обнародованный 8 ноября, вошли соглашения о государственных (муниципальных) закупках, о торговле услугами и инвестициях в государствах-членах единого экономического пространства, о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, о единых правилах предоставления промышленных субсидий, о единых принципах и правилах конкуренции, о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей, о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств.