Агентство по делам государственной службы намерено запретить бывшим государственным служащим работать в коммерческих организациях, которые каким-либо образом были связаны с их прежней деятельностью. Соответствующий законопроект накануне принят депутатами Мажилиса парламента в первом чтении.
По словам заместителя председателя Агентства по делам государственной службы Али Комекбаева, законопроект направлен на регламентирование порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов. В этих целях в статью 26 Трудового Кодекса вводится норма, согласно которой государственному служащему запрещается переходить в течение одного года после увольнения с госслужбы на работу в коммерческие организации, которые были в период исполнения им служебных обязанностей непосредственно ему подконтрольны или связаны с ним в соответствии с его компетенцией. «Ограничения, установленные для государственных служащих, распространяются и на лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях с долей государственного участия», – уточнил он.
Также в статью 1 закона «О государственной службе» вводиться определение понятия «конфликт интересов», под которым будет принято понимать ситуацию, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью госслужащего и надлежащим исполнением им своих должностных полномочий.
Кроме того, в целях урегулирования конфликта интересов вводится новая статья 18-1 в закон «О госслужбе», в соответствии с которой госслужащий будет обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя об угрозе возникновения конфликта интересов. В свою очередь, по словам зампреда Агентства по делам государственной службы, руководство при получении такой информации должно принять соответствующие меры. В частности, поручить исполнение обязанностей данного госслужащего другому лицу, изменить должностные обязанности госслужащего, перевести с его согласия на другую должность.
В случае принятия данного документа, лица, совершившие коррупционное преступление, будут уволены с государственной службы.
Депутаты в целом одобрили проект закона, однако предложили ввести уголовную ответственность за свершение коррупционного преступления, а также дать четкое определение понятия «коррупционер». Депутат Владимир Нехорошев предложил предусмотреть возможность проведения психологических тестов на склонность к свершению коррупционного преступления лиц, принимаемых на госслужбу, а вот депутат Мурат Абенов в целях социальной защиты госслужащих, попавших под сокращение или вышедших на пенсию, предлагает не распространять на них действие запрета трудоустраиваться в коммерческую компанию. Их коллега Алтай Тлеубердин отметил, что разработчикам необходимо четко прописать, как и кем будет определяться степень склонности того или иного государственного служащего к свершению коррупционного преступления.