У трубопровода Nabucco, который все это время считался проектом без сырьевой базы, нашелся поставщик. Ашхабад, вопреки ожиданиям Москвы, заявил, что готов отправлять в Европу ежегодно до 40 млрд куб. м природного газа.
С обещанием поставлять природный газ для проектируемого трубопровода Nabucco на международной энергетической конференции в Ашхабаде выступил вице-премьер республики Баймурат Ходжамухамедов.
По его словам, поставки газа в Европу были частью плана страны диверсифицировать свои экспортные рынки. «Уже в 2011 году Туркменистану необходим рынок для газа, добываемого малайзийской компанией Petronas на морском блоке в объеме 5 млрд куб. м. Нам его просто некуда девать», — отметил он. Кроме того, вице-премьер напомнил о строящемся в настоящее время газопроводе «Восток–Запад» мощностью 26-32 млрд куб. м газа в год, который должен стать ключевым в Nabucco (проектная мощность — 26-32 млрд куб. м газа в год).
По данным RBС, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов накануне в Баку на саммите прикаспийских государств предложил, чтобы любые две из пяти стран, выходящих к Каспийскому морю, по взаимному согласию могли прокладывать подвод-ные трубопроводы, и большинство прикаспийских государств его поддержали.
Отметим, что сам Nabucco, как проект, существует достаточно давно, но воплотить его в реальность оказалось достаточно сложно, так как ни одна из стран, которые могли бы стать поставщиками газа в Европу, не давала обязательств по его наполнению. При этом эксперты были вполне уверены в том, что Ашхабад не поддержит конкурирующий с российским «Южным потоком» трубопровод.
Заявление Туркменистана о готовности поставлять в Европу 40 млрд куб. м газа – это прорыв для Nabucco, который, собственно, и проектировался с расчетом на сырьевую базу Средней Азии и Туркменистана в частности. Тем не менее, стоит проявить сдержанность в оценках этих заявлений, считает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» / Morison International Александр Шток. Как уже бывало на практике, заявления Туркменистана еще не являются гарантом их исполнения. Инициаторам Nabucco стоит, прежде всего, документально оформить намерения Туркменистана стать поставщиком в трансевропейский газопровод, считает эксперт.
Фактически сейчас у Турк-менистана нет иного выхода, кроме как договариваться с Европой о поставках газа через Nabucco. Россия, учитывая спад потребления газа в Европе, в ближайшее время не намерена закупать газ в Туркменистане в докризисных объемах. Китай потенциально является хорошим рынком сбыта. Однако запад страны, куда и поставляется туркменский газ, в индустриальном плане развит гораздо слабее, чем восточное побережье. Поэтому острого дефицита в энергоносителях Китай там не испытывает. К тому же Пекин не намерен платить европейскую цену, поэтому поставщикам газа в КНР приходится демпинговать. Иран также не нуждается в больших объемах туркменского газа. А газопровод в Индию – слишком рискованный проект, и не факт, что под него удастся найти инвесторов. «Остается только Европа, которая, несмотря на спад потребления, ищет возможности для диверсификации поставщиков», – говорит Шток. По его мнению, если Ашхабад поддержит Nabucco и будет поставлять газ для Европы, конкуренция на балканском газовом рынке, а также на юге Европы, может серьезно усилиться. В результате «Газпром» может потерять часть своего рынка в Европе.
В то же время, начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ» Дмитрий Александров отмечает, что заявление туркменского лидера адресное, сделано во время энергоконференции и во многом именно для западного сообщества, поскольку последнее время активность Туркменистана на китайском направлении могла вызвать озабоченность со стороны западных игроков. Начинать строительство трубопровода уже сейчас инвесторы вряд ли окажутся готовы – ведь не только Туркменистан является возможным поставщиком, но и Азербайджан, а у него с ростом добычи газа пока проблемы. «Так что трубопровод пока еще не имеет ни достаточной политической обеспеченности (по статусу Каспия, несмотря на анонсирование возможности двусторонних согласований), ни со стороны обеспеченности ресурсами», – считает он.
Газопровод NabuccoПредполагаемая мощность 31 млрд куб. м газа в год. Предусматривает поставку газа из стран Каспийского региона в Европу в обход России. Бюджет – 7,9 млрд евро. Участники консорциума: германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерский MOL