Хип-хоп постановка под французский шансон и создание на глазах у публики абстрактных световых фотографий – вот чем запомнилась неделя французской культуры в Алматы.
«Осенние встречи», организуемые Французским Альянсом и Посольством Франции в Казахстане, для поклонников современного искусства всегда как глоток свежего воздуха. Это не демонстрация шокирующего андеграунда и зарождающейся формы, готовой вот-вот стать модным явлением, – обычно французы привозят парижский мейнстрим, уверенно занимающий свое место в культурной жизни страны. На этот раз такими типичными достижениями современной французской культуры стало выступление танцора и хореографа Орельена Керо и перфоманс известного фотографа и графиста Марко 93.
В хореографическом училище Орельена Керо, танцора, начинавшего с уличных стилей хип-хоп и брейка, а позже изучавшего хореографию в Балете Мориса Бежара, встречал переполненный зал. Публика, в основном состоящая из молодежи, с воодушевлением ждала современных ритмов и типичных движений из рэперских баттлов, а увидела, наверное, лучший мастер-класс по совмещению уличной танцевальной культуры с традиционным французским шансоном. Все выступление «Я иду» Орельена Керо проходило под аккомпанемент из песен Жака Бреля – яркой фигуры музыкальной жизни Франции и Бельгии 1950-1970-х годов, столь же значительной для своего времени как и Серж Гинсбург, Шарль Азнавур или Мишель Легран.
Песни Жака Бреля сменяли друг друга, а Орельен преображался под них из сгорбленного старика, вспоминавшего перед зеркалом истории своих любовных побед и поражений, в пылкого юношу, проживавшего все эти истории. То, как танцевал Орельен, трудно передать словами, казалось, что более пластично и легко передвигаться по сцене уже невозможно. «Рассказывая» об очередном романе, его лирический герой из нижнего брейка на полу с кошачьей грацией возвращался опять на ноги, «ломал» себя на части как трансформер, мимикой создавал романтический настрой и каждым мускулом своего тела передавал малейшую эмоцию.
Позже, после спектакля, который был принят продолжительными апплодисментами, Орельен рассказал, что Жак Брель для него не только исполнитель, но и великолепный танцор, движения которого сравнивали с пламенем свечи, и тексты его песен отлично подходят для выражения хореографических идей. В совмещении музыки середины прошлого века с движениями века нынешнего французский танцор не увидел ничего противоестественного, сказав только, что хип-хоп можно танцевать под любую музыку, главное, найти правильные мостики.
На следующий день в клубе DaFreak прошел перфоманс Марко 93, имя которого на слуху у поклонников граффити и такого направления в фотографии как «лайтпейнтинг». «Рисование светом» Марко открыл еще в 1999 году и с тех пор стал усиленно его развивать. Эта техника в фотографии в общем-то состоит в том, что на длинной выдержке в кадре «рисуют» фонариками различного цвета и размера. Получаются причудливые абстрактные картины.
Перед приездом в Алматы Марко провел несколько дней в Астане, где и без того яркие виды ночного города украсил светящимися линиями на фотографиях. Результаты астанинской работы демонстрировались там же, в клубе, а в это время фотограф с мировой известностью запечатлевал всех желающих и каждый мог стать главным героем его фотокартины. И вот среди достаточно однообразных снимков появлялись мини-шедевры: то двое молодых людей на фото выглядели точь-в-точь как римские центурионы, то троица друзей выходила гангстерами из неблагополучных районов. В общем, была бы фантазия.