Коррупционный коридор Минюста
Размер средней взятки в министерстве юстиции варьируется в более широком коридоре, чем в министерстве финансов – от $865 до $3166. Институт политических решений (ИПР) поделился результатами очередного исследования масштабов коррупции в структурных подразделениях министерств РК.
В Казахстане «лидерами» по индексу коррумпированности органов юстиции являются: сфера уголовно-исправительных учреждений, центральные органы Министерства юстиции РК, сфера регистрации прав на недвижимое имущество, сфера судебной экспертизы. Наименее коррумпированной структурой министерства юстиции является сфера по защите прав интеллектуальной собственности. Такие данные приводятся по результатам исследования ИПР, направленного на диагностику коррупции в Министерстве юстиции РК. В число опрошенных респондентов вошли представители среднего и малого бизнеса, население, сами сферы юстиции, включая нотариат и адвокатуру в Астане, Алматы и 14 областях Казахстана.
К регионам, наиболее подверженным коррупции, относятся Алматы и Атырауская область. 54,9% опрошенных алматинцев и 64,5% жителей Атырауской области лично сталкивались с вымогательством.
Размер средней взятки в органах юстиции, согласно проведенному опросу среди респондентов, варьируется в диапазоне $865-$3166. А в финансовых органах, по данным исследования, проводившегося социологами ИПР весной текущего года, – $1000-$2000. Исследование подтвердило, что коррупция в структурах Минфина и Минюста – налаженная система и в нее вовлечены представители всех подразделений. При этом 50,4% респондентов знают о коррупционных нарушениях сотрудников органов юстиции из личного опыта и опыта других людей.
Директор по развитию организационных проектов Ерлан Смайлов отмечает, что важным фактором, влияющим на распространение коррупции в обществе, является механизм формирования кадров в органах министерств юстиции и финансов, который построен на основе покупки должностей и родственно-дружеских связей.
Основными причинами коррупционных нарушений в сфере юстиции являются: бюрократия в документообороте, широкий круг должностных полномочий, отсутствие должного контроля, гласности и прозрачности в работе госоргана, отсутствие стандартов предоставления услуг.
В общественном сознании коррупционные действия оцениваются как обыденная мера, которая позволяет эффективно разрешать возникающие проблемы. При этом существует угроза роста доли граждан, потенциально готовых дать взятку, минимум в 1,6 раза.
ИПР и далее планирует проводить исследования, направленные на выявление масштабов коррумпированности казахстанских министерств. Правда наиболее точную информацию относительно будущих исследований Ерлан Смайлов пока дать не может. Помимо этого, при наличии интереса к более детальному анализу коррумпированности государственных структур, может быть проведено сравнение уже полученных показателей с данными других стран.