Введение уголовной ответственности для юридических лиц сводит на нет гуманизацию уголовного законодательства и ухудшает деловой климат в стране. Такую реакцию в бизнес-среде вызвал предложенный Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полицией) законопроект.
Напомним, что на прошлой неделе глава финпола Кайрат Кожамжаров представлял в мажилисе законопроект, в соответствии с которым устанавливается уголовная ответственность для юридических лиц по 28 составам преступлений (см. «Къ», №50 от 23.12.2010). Тогда депутаты одобрили предлагаемые поправки в первом чтении. Принятие документа вызвало в бизнес-среде широкий резонанс.
Несогласие с законопроектом выразила Национальная экономическая палата «Атамекен». Как сообщил «Къ» директор юридического департамента организации Динмухамед Абсеметов, в экспертном заключении, подготовленном палатой на имя руководителя рабочей группы, мажилисмена Николая Турецкого отмечается, что законопроект расширяет сферу уголовной ответственности бизнеса, в то время как глава государства дал четкое поручение декриминализировать уголовное законодательство. Несмотря на это, финансовая полиция разрабатывает документ, усиливающий уголовную ответственность, что противоречит духу разработанного Генеральной прокуратурой проекта закона «О декриминализации уголовного кодекса». Еще один момент заключается в том, что уголовная ответственность в отношении юрлица по факту, судя по предложениям этого проекта закона, вменяется физическому лицу, то есть первому руководителю или ответственным лицам на ведение деятельности юрлица. «В принципе, этим проектом закона ничего нового не вносится. Действующим законодательством, как Уголовным, так и Административным кодексами, уже предусматривается определенная ответственность руководителя: те же штрафы, запрет заниматься определенным видом деятельности вплоть до лишения свободы», – отмечает собеседник «Къ». Он подчеркивает, что в случае отрицательного заключения, разработчик проекта, в данном случае финпол, должен был дать обоснованный ответ о необходимости введения закона. Однако все замечания НЭП «Атамекен» были проигнорированы.
Введение уголовной ответственности юридических лиц дает возможность чиновникам получить дополнительную наживу, считает председатель «Евразийской ассоциации предпринимателей» Жомарт Алдангаров. «Может создаться ситуация, при которой бизнесменов будут подводить к нарушениям, чтобы отобрать бизнес», – комментирует он «Къ», поддерживая депутатов, считающих, что закон легализует государственное рейдерство. При этом он признает, что законопроект эффективен в борьбе с недобросовестными предпринимателями, отмывающими деньги в оффшорных зонах. «Это действенно против крупного бизнеса, но может добить малый и средний бизнес», – отмечает глава ЕАП.
Наделение финансовой полиции сверхполномочиями при размытости законопроекта пагубно для казахстанского бизнес-климата и может повлечь неадекватную реакцию закона против предпринимателей, считает финансовый директор ТОО «Стройкомплект» Ермек Жургараев. «Посмотрите, допустим, товар, сопровождаемый рядовым менеджером компании, стоит на таможне. Сроки проходят и он, без согласования с руководством, решает дать взятку сотруднику таможни. Его личную инициативу пресекают правоохранительные органы, но под уголовную ответственность подпадает предприятие», – отмечает он в беседе с «Къ». Таким образом, бизнесмен, владелец компании, может потерять ее и право заниматься предпринимательской деятельностью из-за ошибки рядового сотрудника. «А ведь впоследствии пострадают все работники предприятия, потеряв работу», – подчеркивает Ермек Жургараев.