Новости

«Мы за счет экологических сборов вкладываем в бюджет существенную сумму – около $1 млрд»

Штрафы на сумму в 31,3 млн тенге грозят производственному филиалу АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» – «Озенмунайгаз», заявили на этой неделе в Минохраны (МООС). Штрафами также должен быть наказан еще ряд компаний, а присутствие Karachaganak Petroleum Operating (KPO) в этом списке уже никого не удивляет. «Когда будет введена уголовная ответственность, то деньгами не откупишься», – уверяет «Къ» в своем интервью министр охраны окружающей среды РК Нургали Ашимов.

Штрафы на сумму в 31,3 млн тенге грозят производственному филиалу АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» – «Озенмунайгаз», заявили на этой неделе в Минохраны (МООС). Штрафами также должен быть наказан еще ряд компаний, а присутствие Karachaganak Petroleum Operating (KPO) в этом списке уже никого не удивляет. «Когда будет введена уголовная ответственность, то деньгами не откупишься», – уверяет «Къ» в своем интервью министр охраны окружающей среды РК Нургали Ашимов.

– Нургали Садуакасович, в ходе последних плановых проверок был выявлен целый ряд нарушений экологического законодательства со стороны нефтяных компаний. В список уже успели попасть АО РД «КМГ», KPO и Каражамбасмунай. Скажите, министерство ужесточило проверки или нарушений экологического законодательства стало больше?

– Нет, я хотел бы отметить, что число нарушений, напротив, уменьшается. В основном проверки деятельности компаний проводит комитет экологического контроля министерства. Все они проходят в плановом порядке.

Если вспомнить историю аварии на платформе в Мексиканском заливе, то могу точно сказать, что Казахстан в этом плане очень основательно подстраховался. У нас мониторинг и контроль значительно строже. Но министерство ставит главной целью не сбор денег, а исполнение природоохранных мероприятий.

Мы, конечно, весомую сумму вкладываем в бюджет за счет экологических сборов – около $1 млрд. Но населению эти деньги не нужны. Ему нужен чистый воздух, вода и переработка отходов. Поэтому мероприятия, направленные на предотвращение загрязнений окружающей среды, – для нас на первом месте. И если компании не выполняют обязательства природоохранного характера, то это является самым первым основанием для остановки деятельности предприятия.

Мы сейчас ведем политику ужесточения. Вносим поправки в законодательство – ответственность за экологические нарушения будет ужесточена вплоть до уголовной. То есть будет наступать ответственность уже не в рамках Экологического кодекса, а в рамках Уголовного. Ведь для руководителей крупных компаний штраф в 200-300 МРП – копейки. А когда будет введена уголовная ответственность, то там деньгами не откупишься.

– Вы сейчас вспомнили аварию на платформе в Мексиканском заливе. После нее было много сказано о том, что Казахстан создаст рабочую группу для проверки на Каспии. К сожалению, о ходе ее работы подробно ничего не известно. Проверки прошли? И каков результат?

– Да, по поручению премьер-министра РК Карима Масимова в мае прошлого года была создана рабочая группа. Специалистами Миннефти, МЧС и нашего ведомства проведена комплексная проверка деятельности компаний, осуществляющих разработку морских месторождений в акватории Каспийского моря, на предмет соблюдения технологий проведения нефтяных операций и техники безопасности.

По результатам проверки компаниям даны соответствующие предписания по устранению нарушений. Более того, в Атырауской области, к примеру, за нарушения экологического законодательства были наложены административные штрафы на сумму 1,135 млрд тенге и предъявлена претензия на сумму 1,1 млрд тенге. В Мангистауской области наложены административные штрафы на сумму 80 млн тенге и предъявлена претензия на сумму 592 млн тенге.

На сегодняшний день прорабатывается вопрос создания государственной региональной системы анализа Каспийского моря с передачей данных в режиме он-лайн. Также будет проводиться постоянное наблюдение за состоянием законсервированных скважин.
Вообще, события, произошедшие в Мексиканском заливе в мае прошлого года, дали толчок для ужесточения требований к разработке морских месторождений. Сейчас планируется значительно усилить спрос с тех, кто нарушает казахстанское законодательство. Ведь освоение шельфовых месторождений углеводородного сырья Каспийского моря является залогом подъема экономики Казахстана. А для его уникальной экосистемы экологическое бедствие просто недопустимо.

– Конечно. Но, согласно российским данным инженерно-технологического центра «СКАНЭКС», в июне 2010 года общая площадь нефтяных загрязнений Каспийского моря оказалась самой высокой за четыре месяца (с июня по сентябрь) и составила 25,31 кв. км. Самый крупный разлив площадью 11,8 кв. км был зафиксирован в июне в казахстанском секторе Каспийского моря. Могли бы Вы рассказать, что это за разлив? Какая компания причастна к этому разливу нефти? Его ликвидировали?

– Сейчас существует необходимость наладить систему мониторинга между пятью странами Прикаспийского региона. Одной из мер станет подписание протокола о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью.
Протокол будет обязывать все страны принимать надлежащие меры контроля. Ведь как до этого делалось? Каждая компания самостоятельно заказывала мониторинг, но данные, которые они нам представляли, были далеки от действительности. Поэтому мы решили создать единый мониторинговый центр на базе «Казгидромета».

Компании же будут обязаны закупать оборудование для него, а центр будет проводить независимый анализ, данные которого тут же в он-лайн режиме будет вывешиваться на сайте. И тогда будет легко определить, где произошла утечка и в какое время. Будет даже определяться состав и количество загрязняющих веществ, выброшенных в море.

Сейчас компании ведут закупку оборудования для «Казгидромета». И уже в следующем году система начнет работать в постоянном режиме.

– А программа утилизации попутного газа действует, объем сжигания уменьшился? Была информация о том, что Казахстан планирует даже внедрить площадку по торговле квотами на парниковый газ?

– Да, в течение последних 4 лет наблюдается ежегодное уменьшение объемов сжигания газа. Так, в 2007 году мы сжигали 2,737 млрд куб. м попутного газа, в 2008 году – 1,821 млрд куб. м, в 2009 – 1,727 млрд куб. м, а за 9 месяцев 2010 года – 996,051 млн куб. м попутного газа. На сегодняшний день 17 недропользователей обеспечивают его полную утилизацию, 6 недропользователей утилизируют – более 90% и 17 недропользователей осуществляют более 70% утилизации попутного газа.

Что касается второй части вопроса, то Казахстан пока не ратифицировал Приложение Б Киотского протокола, но действительно было принято решение внутри страны внедрить национальную торговую углеродную площадку. Уже разработано программное обеспечение для создания базы данных предприятий – Государственный кадастр парниковых газов. И 718 предприятий уже зарегистрировано в нем. Для создания биржевой площадки подписан меморандум между РГП «КазНИИЭК» и АО «Товарная биржа «ЕТС».

– Одна из последних инициатив государства – строительство мусороперерабатывающих заводов. Насколько окупаем данный проект?

– В настоящее время данная деятельность в республике находится в стадии развития, примером тому служит мусороперерабатывающий комплекс в Алмате, а также строящийся мусороперерабатывающий комплекс в Астане. В ряде других областей также запланировано строительство подобных комплексов.

В республике действуют десятки небольших предприятий, которые собирают и перерабатывают полезные компоненты твердых бытовых отходов. Но пока этот вопрос в Казахстане остается до конца нерешенным. Затраты, понесенные на сооружение предприятий мусоропереработки, значительны. Их окупаемость требует определенного времени. И не всегда местные исполнительные органы готовы инвестировать в это производство.

Мы сейчас выступаем за то, чтобы деньги от экологических сборов шли на решение экологических проблем. И этих денег хватило бы и на строительство мусороперерабатывающих заводов и на другие проекты. Но на сегодняшний день лишь 30% от этих средств идет на экологию. Мы сейчас привлекаем зарубежных инвесторов в эту отрасль. Есть уже некоторые договоренности, и, я думаю, в скором времени этот вопрос решится.

– Каковы показатели ресурсопотребления у Казахстана на сегодняшний день? Поставлены ли задачи по улучшению ситуации?

– Сегодня человечество расходует энергию и ресурсы, накопленные природой, намного быстрее, чем они восстанавливаются. В настоящее время в республике также сохраняется расточительный подход к ресурсам. И глава государства неоднократно говорил об этом в своих выступлениях. Так, более 20% потребляемой нами воды теряется при транспортировке. До 30% электроэнергии используется неэффективно.

В Казахстане относительно низок показатель эффективности использования ресурсов, который в настоящее время равен 31%, что больше среднемирового уровня (24%). По данным Всемирного банка, индекс истинных сбережений (ИИС), учитывающий амортизацию и утрату природного капитала, составляет для Республики Казахстан –25,5, Российской Федерации –4,4, тогда как для Норвегии +14,8, США +4,4.

При этом запасы невозобновляемых природных ресурсов в республике могут быть исчерпаны в течение ограниченного исторического периода. По оценкам экспертов, при экстенсивной эксплуатации сегодняшних запасов нефти в республике хватит на 70 лет, природного газа – на 85 лет, железной руды немногим более чем на 80 лет, алюминия – на 90 лет, медь исчерпается уже через 20 лет. Свинцово-цинковая отрасль обеспечена на 25 лет, хромоворудная – на 50 лет, по никелю залежи полностью освоены.

Вопросы возобновляемых ресурсов также требуют внимания. Ежегодно увеличиваются объемы потребления свежей воды. Основными водопотребителями являются сельское хозяйство (75%) и промышленность (20%). При этом до 20% жителей республики потребляют воду, несоответствующую нормативным стандартам качества. Площади опустыненных и деградированных земель составляют около 70% территории страны.

Названные выше проблемы рационального использования ресурсов требуют соответствующих комплексных мер по их решению. В принятой в 2006 году Концепции перехода республики к устойчивому развитию на 2007-2024 годы были утверждены межотраслевые показатели, которые страна намечает достичь к 2012, 2018 и 2024 годам. Среди них такие показатели, как энергоемкость ВВП, выбросы углерода, доля использования альтернативных источников энергии и др. Планируется в среднем сокращение их потребления на 20-30%. Эти меры направлены на возможность экономического роста без ущерба окружающей среде, проведения форсированной индустриализации на основе чистых технологий, соблюдения принципов оптимального сочетания экономических, социальных и экологических факторов.

– К 2011 году в стране должны были построить Евразийский центр воды. Это есть решение проблем контроля ее качества в Казахстане?

– В целом планируется, что Евразийский центр воды станет генератором решения экологических проблем в Центральной Азии и на континенте в целом. Будет создана современная экологическая лаборатория, которая будет контролировать качество воды и иные природные ресурсы, которые прямо и косвенно влияют на состояние водных объектов. Все производители воды в Казахстане пройдут обязательную сертификацию в Евразийском центре воды. И проверки будут проводиться ежемесячно.

Данные мониторинга в он-лайн режиме будут выложены на сайте, это исключит возможность обмана. Производители некачественной воды либо уйдут с рынка, либо наладят производство экологически чистой воды.

– Вы не раз поднимали вопрос утилизации ртути при использовании энергосберегающих ламп в Казахстане. Какие меры министерство планирует внедрить, чтобы решить данную проблему?

– В настоящее время практически во всех регионах республики действуют предприятия, занимающиеся сбором и частично обезвреживанием и утилизацией ртутьсодержащих отходов. Эти предприятия имеют согласованные государственной экологической экспертизой проекты утилизации ртутьсодержащих отходов. При этом экологическим законодательством предусмотрены правила безопасного обращения с отходами, регулирующие действия физических и юридических лиц, являющихся собственниками отходов. Кроме того, нашим министерством разработан нормативно-технический документ регулирующий порядок обращения, учета и контроля ртутьсодержащих отходов.

Нужно обратить внимание на то, что обеспечение строительства объектов по удалению и размещению отходов, контроль объемов образования отходов, разработка мероприятий и экономических стимулов, направленных на снижение объемов образования отходов, повышение их уровня повторного или альтернативного использования входит в компетенцию местных исполнительных органов. В адрес акиматов областей и городов республиканского значения Министерством охраны окружающей среды были направлены письма о необходимости создания пунктов по приему, временному хранению, транспортировке и дальнейшему распределению ртутьсодержащих приборов и ионизирующих изделий с целью централизованного государственного контроля над ними, для чего предусмот-рены необходимые средства.