Ирэн Аравина: «Хорошей музыки много не бывает»

Опубликовано
Вот уже больше года в Алматы известная джазвумен Ирэн Аравина проводит публичные лекции, на которых в умеренном сочетании информации и вокала рассказывает интересующимся о музыкальных направлениях и легендарных исполнителях. Необычный для современного алматинца жанр прижился, и теперь выступления Ирэн проходят исключительно при аншлагах.

Вот уже больше года в Алматы известная джазвумен Ирэн Аравина проводит публичные лекции, на которых в умеренном сочетании информации и вокала рассказывает интересующимся о музыкальных направлениях и легендарных исполнителях. Необычный для современного алматинца жанр прижился, и теперь выступления Ирэн проходят исключительно при аншлагах.

На прошлой неделе дочь известного музыковеда Юрия Аравина представляла коллектив «Диксиленд», который по своей инициативе создали музыканты военного оркестра. «Диксилендами», как известно, назывались джазовые ансамбли, состоящие из белых исполнителей, подражающих традиционным нег-ритянским коллективам и играющих джаз в новоорлеанском стиле. Лучшие композиции того времени в сочетании со сценами из произведений американских классиков в исполнении актеров театра «АRТиШОК» и рассказы Ирэн Аравиной об истории появления таких бэндов превратились в мини-спектакль. После выступления об особенностях музыкального ликбеза в нашем городе Ирэн рассказала в интервью «Къ».

– Ирэн, по сути вы выполняете просветительскую миссию, это забытая с советских времен традиция лектория. Что появилось раньше – спрос в обществе на музыкальную историю или ваше желание поделиться своим багажом знаний?

– Спроса не было вообще, наоборот, я предлагала эту форму – концерт с лекцией – везде, где только можно. Нашла единомышленников только в лице театра «АRТиШОК» и кофейни Coffedelia, где проходят публичные лекции на разные темы. Атмосфера других заведений, как правило, не располагает к такому досугу. Да и вообще у нас не очень любят, когда сцена отвлекает от напитков и разговоров.
Я знаю множество коллективов в нашей стране, которые достойны пристального внимания к своему мастерству. Как сегодняшний «Диксиленд», например. К сожалению, они нигде не выступают, просто собираются и играют любимую музыку. Это музыканты высокого уровня, поэтому появилась идея создать вместе с ними такой музыкальный спектакль.

– Прошел год, что вы можете сказать о публике, которая посещает ваши лекции? Вы нашли своего слушателя?

– Я замечаю огромный интерес к музыке разных, даже давно забытых жанров, о которых я рассказываю. Слушателям становится любопытно, что будет дальше, поэтому у меня зреет большое количество проектов. Я сама поражаюсь тому, какая публика приходит на лекции. Внешне это абсолютно современные, я бы даже сказала, ультрасовременные люди – дизайнеры, программисты, молодежь. Приходят и пожилые люди, которые любят эту музыку, приводят своих детей. Присутствуют представители практически всех поколений. Я готова к любой реакции, но меня по-настоящему удивляет, что им это очень нравится.

– Что же находит в джазе современный слушатель?

– Да то же самое, что и раньше – отдых, расслабление, кроме того, джаз – это интеллектуальная музыка, которая становится такой благодаря импровизации. Это общение иными средствами, не словами, а звуками.

– Много ли в Казахстане джазовых коллективов? Что изменилось, скажем, за последние 10 лет?

– Конечно, количество бэндов за это время выросло. Благодаря Тагиру Зарипову у нас существует джазовая школа, которая ежегодно вывозит ребят в Америку или в Европу на крупные мероприятия. Ребенок, побывавший на международном джазовом фестивале, увидев «монстров», гиперзвезд джаза, носителей этой культуры, никогда больше не оставит джаз. Такие дети становятся нашим продолжением, вторым поколением джаза в Алматы. У нас немало молодых, многообещающих, развивающихся коллективов.

– Выход на публику у них есть?

– По сравнению с западными музыкантами, единственное, что не имеют музыканты в Казахстане, – системы импресарио, продюссирования. Та система, которая существует, ужасна. Тратятся большие деньги, а что-то стоящее в эфир выходит редко. Даже скучно смотреть отечественные музыкальные каналы.

Сейчас благодаря римейкам известных мюзиклов джаз снова становится популярен. Многие считают, что это шик – пригласить бэнд на мероприятие, даже не понимая этой музыки. Послушав первые полчаса хороший джаз, неподготовленные заказчики просят сыграть что-нибудь популярное. Это обычная практика.

– Какие у вас на очереди проекты, не связанные с джазом?

– 8 февраля будет новая программа «История аргентинского танго». Этот проект появился в сотрудничестве с алматинским танго-клубом. На милонге в Аргентине – вечере, где танцуют танго, – звучат сотни стилей танго, играют разные оркестры. Мы думали, что танго – это узкая стилизация, которая у всех на слуху. А оказалось, что это колоссальный материал, кладезь танго-репертуара, которым мне бы хотелось поделиться со слушателями.

Читайте также