Клевета нуждается в декриминализации
В ходе работы Форума «Судебная власть и средства массовой информации» судья городского суда Астаны Раушан Баймуратова заявила, что необходимо принять закон «О диффамации». Однако эксперты «Адил соз» утверждают, что нет необходимости в принятии такого закона. По их мнению, нужно лишь декриминализовать статьи «клевета» и «оскорбление».
По словам судьи города Астана Раушан Баймуратовой, основным аргументом противников принятия закона «О диффамации» является то, что после его принятия журналисты станут делать все, что им заблагорассудится, и никакой ответственности за это нести не будут. Такой подход она считает некорректным. «Наличие закона «О диффамации» вовсе не означает, что работники СМИ освобождаются от какой-либо ответственности. Дело в том, что с принятием такого правового акта мера наказания журналистам будет определяться на основе гражданского, а не уголовного законодательства», — пояснила она «Къ».
Раушан Баймуратова отметила, что с принятием такого закона журналист может быть подвергнут административному взысканию, штрафу, направлен на выполнение общественных работ. «В отношении провинившихся работников электронных и печатных СМИ могут быть применены и другие меры воздействия, но не арест», — сказала она и добавила, что «использование недостоверной информации, преувеличение каких-то фактов на страницах печати не должно приравниваться к уголовному преступлению».
Президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева сказала «Къ», что идея закона «О диффамации» не очень популярна в Казахстане. «Позиция нашего Фонда и журналистского сообщества заключается в том, что не надо принимать отдельный закон «О диффамации», нужно статьи «Клевета» и «Оскорбление» переводить в разряд гражданских споров», — сказала она «Къ».
При этом в части форм наказания она солидарна с Раушан Баймуратовой. «Можно использовать штрафы, моральное компенсация и убрать уголовное наказание в виде лишения свободы, потому что «сказанное слово» нельзя сравнивать с такими преступлениями, как насилие, грабеж», — отметила глава «Адил соз».
В то же время она сообщила «Къ», что сегодня власти как никогда близки к тому, чтобы декриминализовать названные статьи. «Казахстан в прошлом году предоставлял в Комитет ООН по правам человека Универсальный периодический отчет, и по этому отчету были составлены рекомендации. Мы их приняли в июне прошлого года. Таким образом, в 2014 году мы должны сообщить ООН, что рекомендации нами выполнены, то есть, что мы декриминализовали клевету и оскорбление», — пояснила она.
Термин «диффамация» понимается как «распространение позорящей информации». Слова «диффамация» в казахстанском законодательстве нет.
В УК РК пять статей посвящены защите репутации. Статьи 129, 130 УК РК предусматривают ответственность за клевету и оскорбление. Ст. 129 УК РК предусматривает три состава клеветы: клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Оскорбление и клевета, содержащиеся в публичном выступлении или в СМИ, являются более серьезным преступлением по сравнению с обычным оскорблением или клеветой.