Таможенный союз стал причиной пересмотра стратегий развития крупных компаний в регионе Евразия. Как рассказал в интервью «Къ» глава направления детского питания Nestle в Европе Уилли Грицун в связи с изменениями правил на рынках компания Nestle планирует расширять мощности по производству детского питания в Восточной Европе и СНГ.
– Как сейчас развивается мировой рынок детского питания?
– Несмотря на то, что ситуация с рождаемостью во многих странах стабильна, на некоторых рынках возникла тенденция, когда потребители стремятся оптимизировать свои затраты, в том числе за счет выбора ценового сегмента. Другими словами, потребители хотят получить продукты дешевле. Однако если сравнивать развитие рынка в динамике, то 2009 год оказался более сложным в плане роста, чем 2010 год. Европейский рынок продолжал расти на протяжении всего кризисного времени, хотя, конечно, не такими темпами как хотелось бы.
– Какова ваша доля на мировом рынке детского питания? Кто является вашими основным конкурентом?
– Nestle лидирует на глобальном рынке детского питания, причем и в целом, и в каждом из сегментов. На мировом рынке конкуренцию нам составляют Danone и Mead Johnson.
– Как повлияло создание Таможенного cоюза на деятельность вашей компании?
– Для компании, как и для всей экономики, создание ТС – хороший шаг. Это облегчает движение грузов между странами ТС и, упраздняя барьеры, создает лучшие условия для ведения бизнеса. У нас не так много производственных площадок в странах Восточной Европы и СНГ. Поэтому после активизации механизмов в рамках Таможенного cоюза мы занялись переоценкой рынков.
Таможенный союз – один из факторов, который мы будем учитывать при развитии дальнейшей производственной стратегии. Могу с уверенностью сказать, что из-за роста рынков в странах Восточной Европы и СНГ нам понадобятся дополнительные производственные мощности.
– Когда будет выбрана локация для строительства завода?
– В ближайшие месяцы будет произведена оценка изменения и быстроты роста рынка, и на основе этих данных разработаны стратегии поставок в странах Восточной Европы и СНГ. Обычно процесс принятия решения и начала инвестирования занимает 2-4 года. Пока не решено, в какой из стран будет построен завод. Оцениваются все факторы, включая возможности Таможенного cоюза, рост рынков, потенциальные точки роста в регионе.
– Как повлиял кризис на развитие компании?
– Безусловно, кризис повлиял на всех. Мы как компания, стремящаяся давать лучшее нашим потребителям, констатировали падение покупательской способности населения и определили, что мы можем сделать с нашей себестоимостью для того, чтобы, не снижая качества продукции и высоких требований к ней, предлагать ее по более низкой цене.
Ведь вне зависимости от кризиса качество нашей продукции должно быть неизменно высоким.
– Какова в компании система проверки качества продукции?
– У нас внедрены более 200 проверок на различных этапах, начиная от склада самого поставщика, где в зависимости от условий хранения мы принимаем решения о сотрудничестве с ним, и, заканчивая рынками, на которых зачастую у нас тоже есть проверки. Конечно, это требует больших затрат, но в нашем случае это все оправданно.
– Каким образом компания оптимизировала затраты?
– Во время кризиса мы анализировали работу компании более тщательно, смотрели, где расположено наше производство, в какой стране, каков штат сотрудников, есть ли у нас возможности провести какие-либо оптимизации в этом процессе и более эффективно работать. Мы работаем также с поставщиками сырья, смотрим, каким образом кризис на них повлиял, и можем ли мы получить сырье по более выгодным ценам.
– Будут ли повышаться цены на вашу продукцию в ближайшее время? Ведь сейчас наблюдается мировой тренд повышения цен и на сырье, и на энергоносители?
– На мировых рынках сейчас тревожный сигнал – агрессивный рост цен на продукты питания, вызванный такими факторами, как рост цен на сырье, энерогоносители и другими. Сейчас мы работаем над тем, чтобы проанализировать и посмотреть какую часть этих расходов мы вынуждены будем транслировать в конечную цену, какую часть мы сможем абсорбировать за счет оптимизации каких-либо процессов. Мы активно работаем над этим, но, к сожалению, следует признать: цены будут расти.
– Как развивается ваша компания в Центральной Азии?
– Если говорить в целом о регионе ЦА и Евразии, то по-прежнему мы видим большие возможности для дальнейшего роста компании. Сейчас наша главная задача – производить качественный продукт по оптимальной цене. В целом же динамика развития показывает, что в регионе достаточно много покупателей, которые еще не являются активными потребителями продуктами для детского питания, и мы планируем работать в этом направлении, обращая их внимание на преимущества наших продуктов.
– Каким образом?
– Достаточно традиционными способами. Шаг за шагом мы будем продолжать развивать популярность наших брендов, поскольку у нас действительно качество продукции на высоком уровне. Также мы сотрудничаем с медицинским сообществом, информируем врачей о наших научных разработках и достижениях.