Министерство охраны окружающей среды (МООС) намерено ввести в Налоговый кодекс плату за накопленный объем отходов. Соответствующий проект закона внесен в парламент. По мнению экспертов, перед введением подобного механизма нужно разработать способы утилизации тех или иных видов отходов, а также наладить рынок сбыта вторичной продукции.
По словам министра охраны окружающей среды Нургали Ашимова, в стране уже накоплено более 22 млрд тонн промышленных отходов, из них опасных – 7 млрд тонн. «По нашим прогнозам, к 2020 году эта цифра увеличится до 27 млрд тонн», – отметил глава МООС. Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по экологическим вопросам» направлен на решение этой проблемы.
Для стимулирования переработки и вторичного использования отходов МООС намерено ввести в Налоговый кодекс требование о выплатах за накопленный объем отходов. Данное положение, по словам министра, вводится законопроектом с 1 января 2013 года. До этого времени предприятия должны будут разработать и утвердить в министерстве Программу по управлению отходами, в которой должны отразить методы, сроки, объемы и стоимость мероприятий, направленных на снижение накопленных объемов отходов. «В период разработки и выполнения утвержденной Программы предприятия не будут облагаться названной платой», – уточнил глава МООС.
Однако директор Департамента экологии ТОО «Корпорация «Казахмыс» Мухаметкали Абайдильдинов считает, что «плата за накопленный объем имеет разовый и неэффективный характер» и «не даст ожидаемого эффекта». Главный эколог АО «Казцинк» Борис Колпаков объясняет, что при отсутствии технологий переработки определенных видов отходов нововведение станет носить скорее карательный, нежели стимулирующий характер. «Казцинк» перемалывает все отходы, за исключением хвостов обогащения. Мир еще не знает способа их переработки. И никто не дает гарантий, что подобная технология появится к 2013 году, а это значит, что с этого времени мы начнем платить», – сетует он.
С ними солидарна общественный директор Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития Гульсара Едильбаева. «Перерабатывать отходы, по сути, выгодно предприятиям и то, что выгодно, они всегда делают. Если что-то не подверглось переработке, значит, либо нет соответствующей технологии, либо это нерентабельно. И это надо учитывать», – сказала она «Къ» и добавила, что государство не может заставить предпринимателей применять технологии, которые в итоге их разоряют. Собеседник «Къ» считает, что разработчикам законопроекта необходимо «дать ясную картину по количеству отходов» (по ее данным, в стране уже накопилось порядка 30 млрд тонн отходов), снять противоречия в части классификации отходов и отнесения их к опасным видам, а также сформировать рынок сбыта вторичной (переработанной) продукции.
Параллельно в целях усиления государственного регулирования в сфере выбросов и поглощения парниковых газов министерство планирует ввести механизм распределения квот на выбросы парниковых газов. Как отметил главный эколог страны, начиная с этого года, природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов свыше 20 тыс. тонн в год (крупные предприятия нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической отраслей, сельского хозяйства, транспорта – «Къ») должны будут получать соответствующую квоту. «Эти предприятия будут иметь возможность реализации проектов по снижению парниковых газов, а также торговли квотами между собой», – отметил министр.
Природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов до 20 тыс. тонн, не будут вести торговлю квотами, но им будет предоставлено право на привлечение инвестиций на решение экологических проблем.
Квоты на выбросы парниковых газов будут выдаваться на основе Национального плана распределения, утверждаемого правительством. «Распределение квот будет проходить на организованных товарных площадках (биржах). В настоящее время мы ведем работу по созданию такой площадки с Евразийской товарной биржей ЕТС», – отметил глава МООС.